Городские власти обязали бизнесменов спрашивать согласия жильцов для размещения вывесок на стенах домов

Автор фото: Яковлева Елена
Две пожилые женщины сидят и разговаривают на фоне рекламного плаката.

В октябре вступило в силу постановление правительства Петербурга №1002, которое регламентирует получение разрешений на установку "объектов для размещения информации", то есть вывесок и указателей.

Вывески стали вне закона
До сих пор вывески согласовывал отдел эстетики и дизайна городской среды КГА. Теперь эти полномочия переданы комитету по печати и взаимодействию со СМИ, который уже курирует размещение наружной рекламы.
Формулировки новых правил таковы, что все вывески в городе оказались вне закона. В новом документе вместо термина "согласование" используется термин "разрешение". "Документа под названием "разрешение" не имеет ни одна вывеска в Петербурге, так как раньше их просто не выдавали. Теоретически все вывески в городе стали нелегитимными", — говорит генеральный директор рекламного агентства "Фирма Сити" Леонид Колдобский.
По закону "Об административных правонарушениях в СПб", максимальный штраф за незаконную уста­новку вывесок достигает 100 тыс. рублей. Проверять законность вывесок могут ГУ "Городская реклама и информация", районные и муниципальные чиновники.
Чтобы не платить штрафы, теперь всем компаниям, имеющим офисы или магазины в городе, придется согласовывать свои вывески заново.
Наибольшие трудности возникнут у фирм, которые занимают помещения на первых этажах жилых домов. Так как постановление №1002 вводит новое требование: пакет документов на согласование вывески должен включать обязательное согласие владельцев квартир в том доме, на нижних этажах которого хотят повесить вывеску.
"Это условие не просто трудно, а практически невозможно выполнить, — сетует Леонид Колдобский. — Рекламное агентство или арендатор помещений не сможет организовать общее собрание жильцов. Придется или обходить квартиры, или договариваться с председателем ТСЖ. Сколько они по­просят за свое согласие, невозможно прогнозировать".
Нужен диалог
"Фасад, стены и общедолевое имущество дома принадлежат в одинаковой степени как собственникам жилых квартир в доме, так и владельцам коммерческих помещений на первом этаже", — отмечает председатель Ассоциации ЖСК и ТСЖ Петербурга Марина Акимова. По ее словам, часто жители бывают недовольны соседством с магазином, кафе или офисом. Их не устраивают поток посетителей, шум под окнами или регулярная выгрузка товара. В таком случае получить согласие на вывеску будет крайне сложно.
По прогнозам экспертов рекламного рынка, до половины владельцев вывесок не смогут их легализовать по новым правилам. Официальной статистики по рынку вывесок и информационных указателей в Петербурге нет.
По данным ГУИОН, 88,8% общих площадей нежилого фонда Петербурга составляют отдельно стоящие здания, которых более 47 тыс. Данных о количестве встроенных помещений у ГУИОН нет.
По оценке генерального директора агентства недвижимости "Русский дом" Людмилы Синьковской, на первых этажах жилых домов в Петербурге после перевода в нежилой фонд работают как минимум 3,5 тыс. магазинов.
По данным NAI Becar , встроенные коммерческие помещения составляют от 10 до 20% помещений в строящихся домах, в зависимости от масштабов проекта, класса и т. д.
Стоимость изготовления вывески составляет 40–100 тыс. рублей, еще в 10–20 тыс. обходится ее согласование.
Если учесть, что каждый владелец и арендатор помещения размещает на фасаде вывеску, речь идет о рынке объемом более 3 млрд рублей.