Эксперты поддерживают идею сократить число вузов и увеличить финансирование системы образования

Автор фото: Trend/ Егор Петровский

Российское правительство намерено сократить число вузов в стране и при этом увеличить финансирование системы образования. Эксперты считают, что это правильно, хотя есть сомнения, что подобный проект можно реализовать силами действующей власти.

В России слишком много вузов, считает премьер-министр Медведев. С таким заявлением он выступил в понедельник. К удивлению наблюдателей, Медведев добавил "…для нашей небольшой страны", не пояснив, в каком именно смысле Россия – небольшая страна.
Количество вузов необходимо уменьшить "естественным путем", объединив их в крупные университетские комплексы, считает премьер-министр. Этот процесс уже идет, только в 2011 году произошло 35 слияний и поглощений, напоминают эксперты. В основном объединялись вузы схожего профиля.
Другой вариант сокращения количества вузов – создание так называемых университетских центров. Эта работа поручена вице-премьеру по социальным вопросам Ольге Голодец. Сейчас в России около 900 вузов, две трети из них – государственные.
Несколько дней назад с аналогичным медведевскому заявлением выступил вновь назначенный министр образования Дмитрий Ливанов. По его мнению, количество бюджетных мест в вузах нужно сократить вдвое, потому что сейчас в вузах "слишком много халтуры" и некачественного образования.
При этом финансирование системы образования нужно увеличить, считает Ливанов. "Стоимость одного студента должна быть значительно выше, не 60 тысяч, как сейчас, а 200-250 тысяч рублей", - цитируют министра информагентства.
Принимать участие в реформе высшего образования планируют и сами вузы. Ректор СПбГУ Николай Кропачев в пятницу обсуждал эту тему на встрече с Дмитрием Ливановым, министерство образования будет сотрудничать в этом вопросе с Ассоциацией ведущих университетов (ее возглавляет также Кропачев), сообщили dp.ru в пресс-службе университета.
Еще в феврале текущего года о том же говорил и бывший министр образования Андрей Фурсенко. Вузов в России слишком много, считает Фурсенко. Он напомнил, что в России из года в год снижается число выпускников школ, это связано с демографическим кризисом середины 1990-х годов.
При этом число абитуриентов из года в год, напротив, растет. В последнее время абитуриентов даже больше, чем выпускников школ. Это связано с тем, что так называемое "высшее образование" идут получать почти все бывшие школьники, и, кроме того, некоторые из них получают больше чем одно образование.
В мае Фурсенко был отправлен в отставку. Главный повод для нее – негативный имидж министра в массах. Однако Владимир Путин назначил Фурсенко своим советником. А новым министром, в свою очередь, назначен бывший заместитель Фурсенко. Экс-министр из администрации президента продолжит курировать отрасль, генеральная линия партии сохранится, считают наблюдатели.
Постановка вопроса – о снижении количества вузов и бюджетных мест и вместе с тем о росте финансирования отрасли – правильная, считают эксперты. Отрасль находится в серьезном кризисе, требуется быстрое оздоровление, говорят наблюдатели.
Сейчас 99% выпускников школ идут учиться дальше, большинство из них – в вузы. При этом подавляющее большинство этих вузов никакого реального образования не дают.
Да на него по большому счету и нет спроса, потому что очень многие выпускники школ идут в вузы не столько учиться, сколько числиться в ожидании диплома. А уже после получения диплома следующая задача – пристроить выпускника, причем решается она чаще всего автономно и от вуза, и от государства.
Одна из причин сложившейся ситуации вряд ли может быть побеждена силами государства, говорят наблюдатели. Дело в том, что 17-летние выпускники школ чаще всего слишком юны, чтобы принимать решения о своем будущем. Поэтому нужна пауза, которая и заполняется обучением в вузе.
Вторая проблема государству вполне по зубам, но пока не похоже, чтобы оно собиралось ее решать, считают эксперты. Это – наличие в России призывной армии. Для какого процента юношей эта причина становится решающей, остается только догадываться, но этот показатель так или иначе высок.
В итоге получается, что вслед за "очень средним" образованием в школе граждане России в большинстве своем получают столь же "среднее" образование и в вузе. Что касается школ, то опросы показывают, что уровень среднего образования не только невысок, но и продолжает снижаться.
Что касается институтов, то в стране нет такого количества хороших преподавателей для такого количества вузов, немногие студенты готовы серьезно учиться, когда есть опция "заплати за зачеты", нет прямой зависимости между получением хорошего диплома и получением хорошей работы – и это только некоторые причины кризиса.
Ситуация осложняется еще и тем, что зарплаты у преподавателей вузов, особенно у молодых и особенно на гуманитарных факультетах, весьма невысокие. Отсюда – кадровые проблемы.
Что касается бизнеса, то одна из основных проблем образования для него заключается в том, что школьники в большинстве случаев идут учиться вовсе не тем профессиям, которые востребованы рынком, а тем, которые хорошо оплачиваются.
В итоге стирается связь между системой образованием и экономикой. Получается, что в стране множество ненужных специалистов и при этом нет некоторых нужных, люди учатся и переучиваются по ситуации и по ходу, что не самым лучшим образом сказывается на уровне профессионализма.
Противниками изменения этой ситуации являются все те, для кого она выгодна, то есть ректоры, деканы и сотрудники приемных комиссий так называемых вузов, которым эта ситуация приносит понятные бонусы.
А то, что она плачевно сказывается на ситуации в сфере образования и на развитии страны в целом, данным выготоприобретателям безразлично, а в ряде случаев этот факт ими даже не осознается.
И ждать быстрых изменений этой ситуации не стоит, считают эксперты. Само же государство и показывает пример "коррупционной политики", ориентированной на зарабатывание денег безотносительно того, как это сказывается на ситуации. И вряд ли эту ситуацию можно изменить в одном отдельно взятом вопросе.
В сфере образования, кроме основного, есть и масса смежных способов заработка. Например, общежития, в которых теоретически должны жить студенты, но зачастую живут гастарбайтеры. Интересно, что именно сейчас "Единая Россия" внесла в Госдуму законопроект, по которому иностранные студенты не просто получают право официально работать, но и могут получить все согласования в ускоренном порядке. Закон будет использован недобросовестными бизнесменами как лазейка для обхода квот на количество гастарбайтеров, уверены наблюдатели.
Те же группы граждан (ректоры и деканы "вузов") протестовали и против другой инициативы министерства образования – введения ЕГЭ. Хотя большинство проблем связаны не с тем, что реформа исполняется, а как раз с тем, что она не исполняется, то есть с сохранившейся коррупцией и теневыми заработками в виде сообщения правильных результатов тестов и т.д.
И в итоге можно сказать, что реформы в сфере образования – один из немногих примеров, когда государство ставит целью реальную и адекватную модернизацию, встречая при этом самое активное сопротивление со стороны собственного народа.