Работодатели предпочитают перекупать специалистов, а не искать их на открытом рынке труда

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

В последнее время работодатели все чаще обращаются к услугам охотников за головами, минуя открытый рынок труда, говорят эксперты.

"Причина, на мой взгляд, очевидна: профессионалы, доказавшие свою состоятельность, в подавляющем большинстве пристроены, работают и имеют возможность реализовывать свой потенциал, а на свободном рынке находятся единицы", — поясняет руководитель петербургского офиса executive search компании Pedersen&Partners Анатолий Лыткин. "Это действительно уже сформировавшийся тренд", — соглашается с коллегой Валерий Куприн, директор компании ANTManagement. "Активно переманивать профессионалов из других компаний работодатели начали после 2008–2009 годов, — в свою очередь, добавляет Михаэль Гермерсхаузен, управляющий директор рекрутинговой компании Antal Russia. — Речь идет об узкопрофильных специалистах и высококвалифицированных менеджерах, которых сегодня очень сложно найти на открытом рынке. Причем если стандартное повышение дохода кандидата при переходе в новую компанию колеблется между 15–20% от текущего уровня его дохода, то в ситуации, когда компания очень заинтересована в конкретном менеджере, этот процент может быть значительно выше. Сейчас мы видим, что российские компании охотно перекупают HR–профессионалов с опытом работы в западном бизнесе". Кроме того, по словам Валерия Куприна, за время кризиса услуги хедхантеров подешевели. Сегодня они получают от 15 до 35% от годового дохода найденного специалиста, в то время как до кризиса вознаграждение могло достигать и 50%. И это тоже одна из причин обращения к специалистам по поиску персонала, а не напрямую на рынок труда.
Впрочем, часть опрошенных работодателей и экспертов считает, что об особом всплеске переманивания ценных кадров говорить не приходится. Причины называют разные. Одна из них — специфика организации рабочего процесса, корпоративной культуры, в которых новому сотруднику сложно работать. "Мы редко рассматриваем возможность перекупки специалистов из других компаний, поскольку предыдущий опыт оказался для нас негативным, — говорит Диана Розова, директор по персоналу компании STEP. — Работа в нашей компании предусматривает, в частности, большую самостоятельность сотрудников, строится на партнерских отношениях внутри обособленных подразделений. Как ни странно, не все готовы так работать. Так что мы предпочитаем угадывать будущих профессионалов в своих молодых сотрудниках".
Практика переманивания была всегда, сегодня перекупают не чаще, чем раньше, считает Андрей Манский, председатель совета директоров ОАО "Дека". "Это обусловлено тем, что перекупать работающего специалиста гораздо дороже, нежели искать его на свободном рынке", — добавляет Игорь Гущев, партнер юридической компании "Дювернуа Лигал". С тем, что работодатели сейчас пытаются экономить на персонале и тем более на его поиске и подборе и поэтому сначала обращаются на свободный рынок, согласен и охотник за головами Петр Дьяковский. "Уже потом, потеряв полгода на безуспешные поиски, массу времени и денег, обращаются к нам", — добавляет он. Мнение, что к услугам охотников за головами в последнее время стали чаще обращаться, хедхантер считает спорным. По его наблюдениям, работодатели перестали агрессивно бороться за рынок. "Возможно, их стало устраивать состояние стагнации, в котором они находятся. Россия в стагнации, и бизнес там же", — комментирует Петр Дьяковский.
Затрудняет перекупку кадров и осторожное отношение к подобным предложениям самих работников. "Есть вероятность, что это проверка на лояльность от собственника, — поясняет причины их опасений Петр Дьяковский. — Не сказать чтобы таких примеров было много, но они есть. Обычно подобными проверками грешат службы безопасности крупных компаний". Именно поэтому важен индивидуальный подход, уточняет Анатолий Лыткин. "Очень важна при принятии работником предложения, наряду с профессиональным ростом и компенсационным пакетом, еще и психологическая обстановка на работе, — говорит он. — Важно, насколько работодатель мотивирует лояльность сотрудников, насколько сотрудник чувствует себя востребованным и защищенным. Нередко работодатели об этом забывают, облегчая работу хедхантерам".