Рынок устройств для чтения электронных книг в России переживает настоящий бум. В 2011 г. он вырос в 2 раза, до 1 млн штук

Автор фото: Global Look Press

Несмотря на бум продаж ридеров, торговля электронной литературой не сулит издателям барышей. Поэтому они продолжают повышать цены на "бумагу".

Рынок устройств для чтения электронных книг (ридеров, "читалок") в России переживает настоящий бум: в 2011 г. он вырос в 2 раза, до 1 млн штук, при этом средняя цена на устройство снизилась уже до 3–4 тыс. рублей. Эксперты прогнозируют, что по итогам 2012 г. рынок снова удвоится, в России будет продано до 2 млн ридеров.
В России устройства для чтения книг продаются всего несколько лет. "Но прошлый год можно смело назвать годом "читалок". Ридеры стали по–настоящему массовым товаром", — говорит Евгений Милица, гендиректор компании PocketBook Rus, подчеркивая, что из устройств для продвинутых пользователей "читалки" перешли в сегмент продуктов для обычного потребителя.
Так, в частности, один из крупнейших продавцов книг в России, интернет–магазин Ozon, продал в 2011 г. в 3 раза больше ридеров, чем в 2010 г. У сети "Телемакс", продающей устройства для чтения книг около 2 лет, оборот в прошлом году вырос в 8 раз, а ассортимент расширился с пяти до 20 позиций.
"В 2012 г. этот рынок вырастет минимум на 50%", — уверен Евгений Милица. Главной тенденцией эксперт называет ежегодное снижение средней цены ридера с экраном E–Ink примерно на 30%. То, что в 2011 г. можно было купить за 9 тыс. рублей, в 2012 г. будет продаваться уже примерно за 6 тыс., прогнозирует он. При этом на дешевые устройства (с TFT–дисплеями) падать цена не будет. "Эти продукты и так достигли минимальной цены — 3–4 тыс. рублей", — говорит Евгений Милица.
Участники рынка отмечают, что потребитель стал осведомленнее и образованнее, предпочитая более многофункциональные устройства.
Легальный рынок электронных книг в России, хоть и вырос за последний год в 2 раза, все же не соответствует количеству проданных ридеров. Легальные продажи электронных версий в России составляют меньше 1% от всех продаж книг. При этом нелегальный сегмент рынка оценивается в $10–13 млн. При этом, по данным "Финама", весь объем российского книжного рынка составляет около $2,5–3 млрд.
"Российский читатель пока совершенно не готов платить за электронный контент. Какова будет ситуация в дальнейшем, зависит от политики соответствующих органов в сфере защиты авторских прав", — говорит Артем Фаустов, совладелец книжного магазина "Все свободны".
Пока же издательства и книжные сетевые магазины переживают не лучшие времена. О падении книжного рынка говорят уже не первый год. Так, за последние 3 года в России общий тираж всех изданных книг сократился с 760,4 млн до 612,5 млн. Сократился и средний тираж (с 6,2 тыс. экземпляров до 5 тыс.), а это значит, что выросла себестоимость книги.
Российские издательства, выпускающие бумажные книги, выживают за счет роста цен, увеличения ассортимента, выпуска высокомаржинальных подарочных, а также детских и учебных изданий. Более 30–40% ассортимента книжных магазинов составляют сопутствующие товары: канцелярия, мягкие игрушки, сувениры. По словам Дениса Котова, гендиректора книжной сети "Буквоед", каждый год количество покупателей в сети сокращается на 5%, и только из–за удорожания книг оборот подрос на 12%. "Книжный бизнес сейчас переживает не самые лучшие времена, особенно это сказалось на маленьких издательствах", — говорит Ксения Бобкова, представитель издательства "Амфора". По ее словам, компания стала больше работать в сегменте подарочных книг, ярким примером служит собрание сочинений Высоцкого. Кроме того, "Амфора" делает упор на серии, сформированные таким образом, что читатель заинтересован собрать их целиком, не пропуская ни одного тома.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.