Президент компании Riedel Crystal, которая ежегодно продает бокалов для вина на 220 млн евро, Георг Ридель в интервью dp.ru откровенно признался, что был шокирован ценами на вино в российских ресторанах, рассказал какие вина стоит покупать и зачем нужно видеть вино.
Именно Ридели в 1970 годах придумали, что потребителю нужен
не один, а много-много разновидностей бокалов для разных видов вина. Все это
выглядело бы маркетинговой причудой, если бы группа Riedel не продавала бокалов
на 220 млн евро в год. Впрочем, сам Георг Ридель упорно не называет бокалы
бокалами, а исключительно инструментами для вина. А его дегустации напоминают
(особенно если закрыть глаза) скорее лекции по физике: "Вино движется к нам под
действием гравитации, и диаметр раструба бокала как раз и определяет, насколько
быстро поток будет попадать вам в рот…"
DP.RU: Господин Ридель, скажите честно, если завязать вам
глаза и подать в бокале для мерло, к примеру, каберне-совиньон, вы поймете, что
это бокал не тот?
Георг Ридель: На самом деле это интересный вопрос: понял бы
я или нет, что это вино в неправильном бокале. Приведу пример. Здесь у нас в
бокале "Темпранильо", я его еще не пробовал, а только понюхал и понял, что если
бы у нас была слепая дегустация, то мне было бы очень трудно определить, что это
за вино. Но уже по запаху я бы определил точно, что это не мерло, не
каберне-совиньон, не каберне-фран. Конечно, слепая дегустация - это очень хитрая
штука. Отсутствие зрительной информации усложняет восприятие. Мы создали даже
специальный черный бокал, чтобы цвета вина не было видно. И если изменить
температуру вина, то некоторые эксперты, попробовав из черного бокала более
охлажденное красное вино, скажут, что это вино белое. Зрение имеет важное
значение.
DP.RU: Потребление в последние годы падает. Насколько этот
факт вас огорчает?
Читайте также:
Пьер Ришар: "Не вижу кризиса"
Георг Ридель: Да, я слышал, что потребление вина снижается в
некоторых странах, но если говорить обо всем мировом рынке, то как раз
потребление растет. В основном за счет того, что появляются новые рынки, где
есть новые потребители, которые интересуются винами. Например, тот же Китай.
Сколько там новых потребителей! В США также потребление вина за последние годы
выросло. Поэтому общая тенденция положительная.
DP.RU: Еще относительно недавно люди понятия не имели, что
вкус вина зависит от формы бокала. По сути ваша семья создала новую потребность
- иметь много-много бокалов, раз в десять больше, чем раньше?
Георг Ридель: Я бы сказал, что мы следуем тенденциям рынка,
тому, что происходит с винами, которые с годами становятся более изысканными,
более сложными. И более доступными. Что я имею в виду? Раньше определенные вина
пили только в определенных регионах - там, где они производились. В современном
мире доступность вина стала международной: вина различных регионов можно найти в
разных частях мира. И мы предла¬гаем потребителям вина приобрести инструменты
для вин, которые будут показывать эти вина наилучшим образом.
Вообще, когда мы говорим о вине, вопрос всегда связан с
ценой. То, что мы тратим на вина, - наши инвестиции, и они должны окупиться
наилучшим образом: деньги, которые мы вложили, должны принести нам
удовлетворение, удовлетворение определенного уровня. Бокал лишь служит для того,
чтобы повысить уровень удовлетворения от этой инвестиции, помогает раскрыть
вино, но никоим образом не улучшить его и не скрыть недостатки. Кстати, форма
бокалов - это всего лишь один из аспектов подачи вина, не менее важны
температура и декантация.
DP.RU: Насколько труден для вас российский рынок? У нас ведь
есть поговорка: не важно, из чего пить, главное - что пить.
Георг Ридель: Что касается России, то самая большая
сложность для нас как создателей инструментов для восприятия вина в том, что
здесь, с одной стороны, очень маленький выбор вин. С другой стороны, сложность в
том, что вина, к примеру, в ресторанах очень дороги, просто невероятно дороги!
Их цена слишком завышена! Я был просто шокирован этими ценами! Это уменьшает
уровень потребления вина. В свою очередь те, кто занимается винами в России,
предлагают уровень вин гораздо ниже, чем в Европе или других странах. И это все
затрудняет нашу работу.
DP.RU: Не так давно я беседовал с энологом Мишелем Роланом и
спросил, много ли шарлатанов среди сомелье? Он сказал "да" и долго смеялся. Что
уж говорить о знаниях обычных людей. Плохое знание вина помогает или мешает вам
делать бизнес?
Георг Ридель: (задумался) Уровень знания о винах средних
потребителей тоже средний. Но у потребителей очень хороший нюх на шарлатанов
или, наоборот, на настоящие вещи.
DP.RU: Вы делали коллекции специально для французских вин,
для итальянских и т. д. Будете ли вы, чтобы расширить рынок, создавать коллекции
для конкретных потребителей, например для китайцев. Возможно, у них другая
антропометрия и им просто удобнее пить из других бокалов?
Георг Ридель: Да, к примеру, в Японии пьют пиво из очень
маленьких стаканчиков. Это связано со способом сервировки - формальной
процедурой подачи. То же самое в Китае: там предпочитают пить из маленьких
бокалов, но когда мы делаем наш бокал, то создаем инструмент для того, что
содержится в бокале, а не для того, что снаружи, не для формальной ситуации.
DP.RU: Вы покупаете винные фьючерсы, значит, занимаетесь
винными спекуляциями?
Георг Ридель: Вообще-то нет. Таким образом я составляю свою
коллекцию. Мой подвал включает историю Бордо за последние 30 лет. Когда я
покупаю вина для коллекции, я думаю, что эти вина будут пить мои дети и внуки. И
мне очень приятно представлять, что они, когда меня, может быть, уже и не будет,
будут открывать эти вина. Таким образом я тоже буду участвовать в их
встрече.
DP.RU: А как вы относитесь к такой точке зрения, что бокал
не должен стоить дороже вина, которое из него пьют?
Георг Ридель: (смеется) Это вообще-то мое утверждение.
Справка: Георг Ридель - представитель 10-го поколения семьи
Ридель, занимающейся стекольным делом. Отец Георга Клаус в 1956 году за 1
шиллинг купил завод в Австрии с долгом в 18 млн шиллингов. Продажу Riedel в 1996
году в РФ начала галерея дизайна / Вulthaup. В 2004 году Георг купил бренды
Nachtmann и Spiegelau. Общий оборот группы составляет 220 млн евро. Riedel
продает 50 млн бокалов в год. 30% бокалов группа производит для других брендов,
у которых нет своего производства стекла, например для
Tiffany.