Изменения в системе гостехосмотра автомобилей приведут к тому, что без денег останутся небольшие страховщики. Эксперты считают, что нововведение - результат лоббирования страховых компаний - лидеров ОСАГО. В частности, отмечается заинтересованность в этом Данила Хачатурова, совладельца "Росгосстраха".
Страховое лобби одержало серьезную победу: в мае президент
РФ Дмитрий Медведев
объявил, что техосмотр будет передан от ГИБДД под контроль Российского союза
страховщиков (РСА, объединяет страховщиков по ОСАГО). Теперь талон гостехосмотра
(ГТО) будет привязан к полису ОСАГО. Скорее всего, при прохождении техосмотра
страховщики будут давать преференции тем автовладельцам, которые уже приобрели у
них страховой полис. Это повысит конкурентоспособность компаний, проводящих ГТО,
и позволит получить доступ к клиентам напрямую, минуя посредников.
Пока рассматриваются три возможных механизма проведения ГТО:
его будут проводить все страховые компании, работающие с ОСАГО, либо
ограниченное число таких компаний, либо сервисные станции, аккредитованные при
РСА. Наиболее вероятным эксперты считают вариант с ограниченным числом
страховщиков. Изменится и частота проведения ГТО. Машинам, выпущенным
менее 3 лет назад, его не нужно будет проходить. Машины возрастом от 3 до 7 лет
можно будет проверять раз в 2 года, а далее - ежегодно.
Эксперты авторынка считают, что нововведение - результат
лоббирования собственников страховых компаний - лидеров ОСАГО. В частности,
отмечается заинтересованность в этом Данила Хачатурова, совладельца "Росгосстраха". Именно
"Росгосстрах" страхует по ОСАГО больше всего машин, а доля подержанных авто у
клиентов компа¬нии высокая. Кроме того, наиболее сильным лоббистом
страховой отрасли считается председатель комитета Госдумы РФ по финансовому
рынку Владислав Резник. Он же в середине 1990-х занимал пост председателя
правления "Росгосстраха".
Только в Петербурге, доля "Росгосстраха" по сборам
ОСАГО в 2010 году составила 27 % (всего было собрано более 6,2 млрд
рублей).
Несмотря на то, что победу в битве за техосмотр явно
одержали лидеры страхования, посредники надеются, что им останется часть работы.
"Страховщики самостоятельно за год не смогут обеспечить техосмотр без очередей",
- считает гендиректор брокерской компании "Барс" Мария Сидорова. ОСАГО приносит
около 25 % поступлений посредников, каско - 70%, другие виды страхования - 5%.
По закону страховщик может давать только 10 % комиссионного вознаграждения
агенту за проданный полис ОСАГО, но неофициально премия у некоторых
страховщиков доходит до 50 %, что делает этот вид страхования убыточным.
"Мелкие компании зачастую работают на грани выживаемости.
Для увеличения заработков они могут продавать талоны ГТО без осмотра автомобилей
и таким образом дискредитировать рынок", - считает Евгений Дубенский,
президент Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада.
В Петербурге около 1,7 млн машин и проходят ГТО
"по-честному" только 30 - 40 % автовладельцев. Остальные платят взятку, средний
размер которой - 2,5 - 3 тыс. рублей (плата в коммерческой станции - 1,5 тыс.
рублей). Но даже уплата обязывает приехать на станцию, так как для получения
талона ГТО необходимо сфотографировать машину. Представитель ГИБДД
сообщил, что ГОСТы устарели и ГТО честно не пройдет большинство машин, в том
числе и новых иномарок. Например, у новой Toyota Camry ближний свет не
соответствует норме.
Тем не менее страховая отрасль пока не готова к передаче ей
функций проведения ГТО. В настоящее время эксперты из страховых компаний
проводят только беглый осмотр машины перед подписанием договора каско - выявляют
царапины, проверяют наличие противоугонных систем, а также сверяют VIN-номера.
Более серьезно работают эксперты из отдела выплат, но они специализируются
только на оценке повреждений.