Общепит борется за места

Автор фото: "ДП"

Рынок общественного питания по итогам 2010 года вырос на 10%, а его объем достиг 43,5 млрд рублей. Число заведений растет, а помещений под них не хватает.

Кафе, кофейни, рестораны и прочие предприятия общепита открываются в Петербурге едва ли не каждый день. Однако достойных помещений, подходящих для таких специфичных арендаторов, не так уж много. По данным КЭРППиТ, оборот общественного питания в Петербурге в 2010 году вырос на 10,1%. За то, чтобы поесть не дома, горожане заплатили 43,5 млрд рублей. Это даже больше, чем в докризисном 2008 году, когда оборот составил 41,5 млрд. За прошлый год в Петербурге стало примерно на 200 заведений общепита больше, и сейчас их около 6,8 тыс.
Создание нового кафе или бистро всегда начинается с поиска подходящего помещения для аренды или приобретения в собственность. Эксперты однозначно говорят о том, что в данном сегменте спрос значительно преобладает над предложением. "Практически все помещения, которые могут быть оборудованы под общепит, уже используются по назначению, — рассказывает директор по развитию VMB TRUST Валерий Хламкин, — и на объектах нашего управления мы сдаем одними из первых именно площади, предназначенные для данного функционала, спрос на них есть постоянно".
Даже в период кризиса компании, работающие в сегментах ресторанного бизнеса, фастфуда, в развлекательной сфере (бары, клубы и т.д.), были одними из немногих, кто держался на плаву и продолжал зарабатывать. "Заведений, которые вынуждены были закрыться, — единицы, — говорит директор департамента коммерческой недвижимости АРИН Екатерина Лапина, — бесспорно, часть помещений все–таки освободилась, но на фоне общей ситуации в данном сегменте это незначительный процент". Так, из общего числа клиентов АРИН 37% заявок поступило в 2010 году от общепита, но вот доля закрытых сделок с общепитом составила 17%.

Учитывая то, что к помещениям применяются специфические требования, из общего количества предложений остается не так уж много объектов, которые могут быть арендованы. "На рынке представлено много объектов как коммерческой, так и жилой недвижимости, которые не соответствуют рыночной цене или условиям для размещения ресторана, — поясняет директор департамента стрит–ретейла NAI Becar в Санкт–Петербурге Марина Федорова, — некоторые из них требуют больших вложений, на что не готовы идти собственники крупных сетей".

Основным критерием для выбора помещения является его расположение: ресторатор старается организовать свой бизнес в месте с высокой проходимостью. Спросом пользуются в основном помещения площадью от 100 до 800 м2.
Арендные ставки составляют до 2500 рублей за 1 м2 в центральной части города и до 1000 рублей за 1 м2 в спальных районах.
Среди других стандартных требований: наличие двух выходов, высота потолков не менее 3 м, не менее 30 кВт мощности, отсутствие жилых квартир в соседних помещениях, а также наличие вентиляционной шахты или возможность ее установки. "В спальных районах сложно найти помещения с соответствующими для ресторана параметрами, — комментирует Марина Федорова, — так, довольно редко встречается наличие вытяжки". В центре города компании рассматривают места с удобными подъездами и парковками, хорошим видом из окон.
Читайте также:
Компактный общепит
Для арендодателей общепит не всегда представляет большой интерес, так как после эксплуатации состояние объекта ухудшается.