Российские страховщики начинают учитывать не только марку авто и стаж, следуя примеру зарубежных коллег, которые при расчете стоимости каско активно применяют дополнительные параметры.
В скрупулезной оценке рисков особенно преуспели иностранные
компании, которые имеют большой опыт страхования по каско крупных автопарков.
Они регулярно проводят исследования различных параметров, так или иначе влияющих
на безопасность. Так, швейцарское отделение Allianz сделало астрологическую
выборку по 400 тыс. полисов. Выяснилось, что на 3,5% реже попадают в аварии
Водолеи (рождены 21 января — 19 февраля). Видимо, в этом есть резон, так
как и в гороскопах пишут, что люди, рожденные под этим знаком, уравновешенны и
рассудительны. Напротив, Тельцы (рождены 21 апреля — 20 мая) ездят на 1,9%
опаснее среднего уровня. Такие люди, по мнению астрологов, по характеру похожи
на быков, то есть упрямы и вспыльчивы.
Отечественные страховщики еще не скоро введут параметры
оценки, уже давно используемые иностранными компаниями. Так, в США цена полиса
зависит и от размера обуви: статистика показала, что большая нога иногда может
случайно нажать на две педали.
Наличие маленьких детей дает право на скидку, так как
считается, что родители водят внимательнее. Но если в семье подростки, то тариф
повышается. Есть мнение, что родители могут давать уроки вождения своему чаду
либо недоросль может без спроса взять авто покататься.
"В США могут, например, делить использование машины на три
типа: поездки только на работу, на работу и в служебное время или только в
выходные, — рассказывает директор Северо-Западной дирекции страховой
компании "ЭРГО Русь" Андрей Знаменский. — При ДТП вне указанного в договоре
времени страховой детектив проводит расследование. Его информация может быть
использована в суде". Эксперт добавляет, что в России страховое расследование не
регламентировано.
Отечественные страховщики при заключении договоров каско
обращают внимание на марку машины (часто ли она угоняется и насколько дороги
запчасти), стаж вождения и возраст водителя. Чем старше машина, тем дороже она
страхуется. "Основной отбор происходит по угонам и стажу водителя, остальные
параметры влияют на тариф незначительно", — считает Александр Куликов,
директор филиала компании "Спасские ворота", добавляя, что некрупные компании
обычно не учитывают дополнительные параметры.
В "Росгосстрахе", напротив, окончательный тариф рассчитывают
исходя из личностных факторов. В итоге у водителя может быть скидка до 13% или
надбавка 5%. Положительно влияют высшее образование, наличие семьи, небольшой
пробег автомобиля за последний год. Учитывается, застрахован ли дом или дача:
это показывает, бережет ли человек свое имущество. Чем выше доход, тем полис
дешевле: считается, что мошенничество состоятельным менее невыгодно. Есть
градация и по профессиональной деятельности: считается, что руководители и
военнослужащие водят аккуратнее. А вот студенты, домохозяйки и безработные
находятся в группе риска.
Российские страховщики не учитывают и другие особенности,
например состояние здоровья, не принимают во внимание то, ездил ли водитель
раньше или водительские права "лежали в столе". Даже музыкальные предпочтения
могут сказать о манере езды страхователя. "Так, ритмичная музыка приводит к
авариям чаще, чем классическая", — заключает Эдуард Дурач, исполнительный
директор страховой компании "Помощь". Он говорит, что на аварийность влияют и
предпочтения в спорте: боксер находится в большем риске, чем любитель йоги.
Кстати: известно, что из российских страховщиков пол
учитывают, к примеру, в "РЕСО-Гарантии". Для молодых девушек полис дешевле:
считается, что они меньше лихачат. А вот после 40 лет скидки могут дать
мужчинам.