Сергей Ющенко: "Они ежемесячно отправляют отчетность "Ленты" в Wal-Mart"

Автор фото: Trend

Миноритарий "Ленты" Сергей Ющенко стал главой компании, правда, лишь по версии акционера Августа Мейера. Какой увидел торговую сеть новый генеральный директор, он рассказал "ДП".

"ДП": По словам председателя совета директоров Lenta Ltd. Дмитрия Костыгина, 27 мая на заседании совета директоров было принято решение о назначении вас генеральным директором "Ленты". Какого числа вы должны были вступить в должность?
Сергей Ющенко: Решение должно было вступить в силу 10 июня. Но 2 июня три члена совета директоров, которые представляют акционеров TPG и "ВТБ-Капитал", обратились в суд Британских Виргинских островов (там зарегистрирована Lenta Ltd. - "ДП"), требуя признать собрание совета директоров несостоявшимся из-за отсутствия кворума. Однако в ходе слушания судья убедился, что на собрании присутствовали все необходимые для кворума члены совета директоров.
После этого, чтобы до конца прояснить спорную ситуацию, Август Мейер через компанию Svoboda (которой принадлежит 41% акций "Ленты") обратился в Международный арбитражный суд Лондона, который, по акционерному соглашению между Svoboda и Luna (TPG и ВТБ), является местом рассмотрения споров между ними.
picturegallery.d1b5df42-ac58-4b75-8c00-e7dfcc4bfbf4
Решение Лондонского суда было вынесено 22 июля. Суд постановил, что и Luna, и Svoboda должны приложить все необходимые усилия для прекращения работы Яна Дюннинга и назначить меня временным генеральным директором "Ленты" до 31 августа. Я был здесь, в кабинете генерального директора, 29 июля.
"ДП": Предыдущий генеральный директор Ян Дюннинг передал вам все дела?
Сергей Ющенко: Нет, этот процесс остался незавершенным. Получив извещение об отставке, Ян улетел к семье в Болгарию.
"ДП": В каком состоянии вы нашли "Ленту"?
Сергей Ющенко: Вопросы к предыдущему гендиректору компании у нас были достаточно давно. Нам было неясно, почему не приобретаются новые участки, почему компания развивается так медленно. Такие вопросы, как правило, оставались без ответов, и настоящее положение дел открывается перед акционерами только сейчас. Я вижу, что в "Ленте" даже нет плана поиска земельных участков.
Акционерный конфликт 2008 года и странное бездействие руководства в течение последнего года привели к тому, что сеть по количеству открытий отброшена на 5 лет назад.
У нас существовали подозрения, что TPG вмешивается в операционную деятельность "Ленты", но доказательств до последнего времени не было. Сейчас из разговоров с сотрудниками я понимаю, что управление компанией с ноября прошлого года фактически находилось в руках двух людей из TPG - Джона Оливера и Дмитрия Швеца. Без их одобрения не проходило ни одно серьезное назначение в руководстве компании, презентации менеджмента на совете директоров предварительно проходили их строгую цензуру.
Если розничная компания фактически останавливает открытие новых магазинов, это косвенно говорит о том, что в скором будущем ее собираются продавать. Весной сотрудники TPG говорили мне о желании продать "Ленту". Я встречался с Джимом Сименсом, представителем TPG как акционера, и он сказал мне: "Давайте не будем сейчас трогать Яна, все равно в течение 12 месяцев "Лента" будет продана".
"ДП": Он говорил о продаже Wal-Mart?
Сергей Ющенко: Он говорил о продаже стратегическому инвестору, западной розничной компании. Практически одновременно с этим в TPG признали, что они ежемесячно отправляют операционную отчетность "Ленты" в Wal-Mart.
"ДП": Они имеют право предоставлять эту информацию?
Сергей Ющенко: Это не запрещено. Акционеры и члены совета директоров имеют доступ к определенной информации и могут ею пользоваться по своему усмотрению, если их действия не наносят ущерба компании.
"ДП": Все ли топ-менеджеры "Ленты" признают ваше назначение? Увольняли ли вы кого-нибудь?
Сергей Ющенко: У меня нет конфликта ни с кем из менеджеров компании, и увольнять я пока никого не собираюсь. Однако этого нельзя исключать, ведь изменения в топ-менеджменте -- обычный процесс.
"ДП": Действительно ли вы заблокировали корпоративную почту "Ленты", после того как акционеры, не признающие вас директором, начали массовую рассылку писем сотрудникам?
Сергей Ющенко: Да. В один из дней в "Ленте" обрушилась корпоративная почта - до адресатов в компании не доходили мои собственные сообщения. Это совпало с рассылкой писем от акционеров: TPG присылали очень много сообщений, но частично они не были получены из-за проблем с почтой. Письма рассылали и Джон Оливер, и Дмитрий Швец, и Август Мейер. Сообщение от Августа стало последней каплей. Я распорядился перекрыть массовые рассылки от акционеров и директоров Lenta Ltd., чтобы избавить менеджмент от акционерного спама: и от "голоса Свободы", и от "сообщений с Луны".
"ДП": Что вы собираетесь делать на посту генерального директора до 31 августа?
Сергей Ющенко: В первую очередь понять ситуацию и составить план развития "Ленты". Сегодня это самый важный вопрос, от которого зависит будущее компании. Понятно, что за август невозможно будет кардинально изменить эту ситуацию, но можно будет направить работу в нужное русло.
Я буду принимать все необходимые текущие операционные решения. Сейчас "Лента" строит два гипермаркета - в Ростове и в Пскове, которые будут заморожены, если в течение месяца никто не будет руководить компанией.
"ДП": А если Август Мейер предложит вам остаться гендиректором и после 31 августа?
Сергей Ющенко: Я думаю, это невозможно. Решение о назначении должны принимать две стороны -- Svoboda и Luna. Позиция TPG по данному вопросу ясна. Может быть принято какое-то компромиссное решение о назначении генерального директора, который не представляет ни одну из сторон. То же самое было в "Ленте" в 2008 году, когда руководителем был назначен Алексей Бобров.
"ДП": Любому топ-менеджеру такого уровня нужно время, чтобы сменить место работы. Тогда новый гендиректор не вступит в должность 1 сентября?
Сергей Ющенко: Да, такое возможно. Ян Дюннинг тоже должен быть прийти в "Ленту" 1 сентября прошлого года, однако выяснилось, что его трудовой договор на предыдущем месте работы - в Metro Сash & Сarry - еще не закрыт. В результате он начал работу только в ноябре.