Академик Петрик: "я умею зарабатывать деньги"

Автор фото: Trend

Академик Виктор Петрик рассказал "Деловому Петербургу" о личном поручении Анатолия Собчака, стоимости проекта "Чистая вода" и своих заработках в Кувейте.

Если набрать в "Яндексе" буквосочетание "Петрик", то первое, что предлагает поисковик, — выбрать между "Чистой водой" и "Грызловым". Официальная позиция РАН в отношении академика неумолима: "Деятельность г–на В.И. Петрика лежит не в сфере науки, а в сфере бизнеса и изобретательства".
"ДП" попытался ответить на вопрос: Who is mr Petrik? — и для этого побывал в его лабораториях, осмотрел его Ferrari и увидел, как красное вино превращается в белое после прохождения через фильтр.
Академик с увлечением рассказал, как загипнотизированный старшина под его руководством мыл туалеты, как в 24 года Петрик получил первую черную "Волгу", как, находясь в местах заключения, имел собственное здание с лабораторией, выращивал там черные опалы, а также наладил производство товаров народного потребления и в буквальном смысле накормил колонию.
И наконец, как построил за колючей проволокой собственный дом, пока начальник колонии находился в отпуске: "Он уехал, я привел пацанов, накормил, напоил и сказал: каждому вернуться с двумя кирпичами". Петрик вездесущ: он восстанавливает церкви и строит завод по производству "легкой воды".
picturegallery.dcbc17fd-e333-4e23-9cdc-ae25805eecbb
Противоречия и несоответствия в его словах можно искать сколь угодно долго, однако факты есть факты: в каталоге Павла Филонова, выпущенном к выставке в Русском музее, на стр. 344 черным по белому написано: "Семья крестьянина. 1910. Бумага, коричневые чернила, тушь, перо. Пост. в 1980, дар В.И. Петрика".
"ДП": Виктор Иванович, как вас судьба свела с Борисом Грызловым? Кто был инициатором знакомства?
Виктор Петрик: Однажды депутаты Думы доложили Борису Грызлову о моих системах доочистки воды. По этому вопросу он и приехал с большой группой депутатов ко мне в лаборатории. И дальше в течение нескольких лет подробно изучал, запрашивал институты, участвовал в экспериментах, делал опыты — сам, своими руками (!) — и, уже убедившись в том, что созданы уникальные технологии очистки воды, объявил партийный проект "Чистая вода". Естественно, что и Борис Вячеславович, и другие участники проекта хорошо представляли себе последствия контакта с таким человеком, как я. Считаю, что Грызлов подставил себя под удар осознанно, полагая, что чистотой своей биографии вытащит этот такой нужный для наших людей проект.
"ДП": А откуда взялась цифра 15 трлн в проекте "Чистая вода"?
Виктор Петрик: Проект "Чистая вода" был детерминирован конкретным событием — разработкой нового углеродного сорбента, который получил название "углеродная смесь высокой реакционной способности". Системные исследования этого материала были начаты еще в 1997 году в Институте криминалистики ФСБ России. В дальнейшем исследования проводились в НИИ Министерства обороны, в Московском университете электронной техники, в Институте скорой помощи и т.д. Только в МГУ было проведено 34 испытания на сорбционные возможности этого материала по отношению к различным химическим соединениям.
В результате этих испытаний было показано, что УСВР обладает уникальными, недостижимыми для других известных материалов сорбционными свойствами. Именно это обстоятельство позволило разработать концепцию проекта "Чистая вода", которая изначально заключалась в оснащении социальных объектов системами конечной доочистки воды. Тем, кто профессионально связан с очисткой воды, хорошо известно, что централизованное водоснабжение не в состоянии решить проблему доставки чистой воды к потребителю.
Даже самые новые водопроводные трубы спустя 2 года становятся постоянным источником загрязнения. Другой, еще более важной проблемой является проблема, связанная с хлорированием. Дело в том, что при обеззараживании питьевой воды жидким хлором образуются побочные хлорорганические соединения. Исследованиями Всемирной организации здравоохранения уже давно доказана связь потребления хлорированной воды с частотой онкологических заболеваний. Особенно опасным канцерогенным хлорорганическим соединением является диоксин — самый коварный яд из всех известных человечеству.
Из всех известных сорбентов, применяемых для очистки питьевой воды, только УСВР очищает воду от хлорорганических соединений! В этом и заключался проект "Единой России". Более того, изначально в этом проекте никто и не рассчитывал на госфинансирование.
Наш сорбент не может применяться в централизованном водоснабжении — это тонкий инструмент, предназначенный для конечной доочистки воды. Ну а если говорить про триллионы, то все эти деньги пойдут в регионы на обеспечение объектов централизованного водоснабжения, строительство новых и реконструкцию старых водоочистных станций, прокладку новых труб и пр. Ко всему этому я не имею ни малейшего отношения.
"ДП": Вы не считаете, что партнерство с единороссами вам только вредит?
Виктор Петрик: Состояние водоочистки в нашей стране катастрофическое. Об этом много сказано за последнее время. И сказано это только благодаря усилиям "Единой России". Проблему удалось поднять, о ней услышали, и, если деструктивные силы не победят, государственная программа "Чистая вода" будет. Насколько мне известно, партия "Единая Россия" по вопросу "Чистой воды" считает свою функцию выполненной и в дальнейшей программе не участвует. Дальше всеми проблемами очистки воды должны заниматься соответствующие ведомства.
"ДП": Вы ведь были советником мэрии Петербурга…
Виктор Петрик: Это не так. У меня было удостоверение советника мэра по экономическим вопросам, выданное для того, чтобы я имел возможность свободно посещать мэрию. В связи с этими посещениями в то время в России вокруг моего имени разразился скандал, по силе намного превосходящий сегодняшний скандал с РАН.
Тот скандал сопровождался арестами, допросами, судами. И связан он был тоже с большой наукой, с физикой, свойствами ядер и "исключительной невозможностью получения вещества в частной лаборатории". Это история о загадочном изотопе Оs–187. Большая наука отрицала практическую возможность промышленного производства этого изотопа осмия обогащенностью 99,4%.
Но именно такое вещество требовали многочисленные зарубежные покупатели. В то время на рынке существовал Оs–187, производимый Ок–Риджской лабораторией из США максимальной изотопной чистотой 70,46% и стоимостью $198 тыс. за 1 г. Расчеты показывали, что в Ок–Ридже можно произвести изотоп обогащенностью выше 99% в количестве не более 20 мкг в сутки. При этом стоимость 1 г превысила бы $10 млн!
По личному поручению Анатолия Собчака (в то время — мэр Петербурга. — Ред.) я в 1993 году приступил к разработке технологии его получения, а затем передал в мэрию 8 г наработанного изотопа. Передал официально, по накладной, и в дальнейшем это меня спасло. Далее, по поручению Собчака, мы с Львом Савенковым (в 1993 году вице–мэр города. — Ред.) доложили о возможности производства изотопа Георгию Хиже (в то время зампред правительства РФ) и Егору Гайдару.
Как и полагается в таких случаях, от правительства последовало обращение в Российскую академию наук. Академики, как и полагается, ответили, что заявление о возможности наработки Оs–187 чистотой 99,6%, тем более в домашних условиях, — это бред и мошенничество.
Усомнившиеся во мне и злосчастном изотопе руководители города решили отправить продукт на сертификацию в Германию, но проявили небрежность: послали его с нарочным без соответствующего документального сопровождения. Результат — аресты, допросы, тюрьмы. Меня от тюрьмы спасло то, что материал я в мэрию сдал по накладной, а также что в процессе следственного эксперимента, который был проведен в моей домашней лаборатории, я сумел продемонстрировать все стадии выделения радиогенного изотопа.
"ДП": А вообще как давно вы занимаетесь наукой?
Виктор Петрик: Я занимаюсь наукой ровно столько, сколько мне лет, если вы понимаете, о чем я. Невозможно стать великим музыкантом или великим художником только в результате приложения методических усилий. Путем постоянных усилий и тренировок можно стать только профессиональным музыкантом.
Для того чтобы стать великим музыкантом, необходимы врожденные свойства, определенный, соответствующий данному виду деятельности тип нервной системы, сенсорный аппарат, способный обеспечить данный вид деятельности, и многое другое. Точно так же и научное творчество, как созидательная деятельность, возможно только при условии обеспечения специфическими для данного вида деятельности психофизическими свойствами.
Мое основное свойство, обеспечивающее успешную научную деятельность, — это прежде всего высокая врожденная потребность в познании и способность переносить длительные ментальные нагрузки. Эти свойства проявлялись уже в раннем детстве.
"ДП": Почему же тогда не стали профессиональным ученым?
Виктор Петрик: Вопрос для меня не очень понятен. Раз существуют профессиональные ученые, значит, существуют непрофессиональные? Чем они отличаются? Если по признаку занятия наукой в специализированном государственном учреждении, то я отношусь к непрофессиональным ученым. Но в остальном мире, где в большей мере развита частная наука, такой квалификации не придерживаются. Таким образом, я считаю себя пусть не профессиональным (поскольку дело происходит в России), но все же ученым.
Я не только защитил докторскую диссертацию, но в рамках темы защиты разработал способ производства броневой оптической керамики, создал для этой цели промышленное оборудование, написал на эту тему монографию, которая сейчас отдана в печать. У меня есть собственные лаборатории и приличное исследовательское оборудование, я умею зарабатывать деньги на своих разработках.
Как правило, чем талантливее человек, тем менее приспособлен к жестокой борьбе за счастливое место под солнцем. Вы понятия не имеете, сколько по–настоящему талантливых людей никогда не станут академиками, а то и просто зачастую вынуждены бедствовать.
"ДП": Вам приписывают много экзотических изобретений. Например, формула беспроигрышной игры в казино.
Виктор Петрик: Я никогда в жизни не играл в азартные игры. В казино был однажды, в Лас–Вегасе, когда меня американцы повезли на экскурсию. Я никогда не создавал формулы для выигрыша в казино. Я никогда не создавал вечного двигателя и не заявлял, что это возможно. Все эти приписанные мне "заслуги" — и есть кухня черного PR.
"ДП": Каким тогда изобретением вы больше всего гордитесь?
Виктор Петрик: Некоторые мои открытия станут базовыми в будущих технологиях. Например, разработка газофазного способа выделения и разделения металлов платиновой группы станет основой в производстве катализаторов для нефтяной и автомобильной промышленности. Но больше всего я горжусь открытием, связанным с удивительной тайной — тайной создания скрипки.
Скрипка не имела предшественников, не создавалась путем проб и ошибок, а была создана единочасно в XVI веке обычным столярным мастером Гаспаро де Сало в городе Брешиа. Из этого следует, что скрипка была создана по чертежу, об авторстве которого можно только догадываться. Со скрипкой у меня существует, можно сказать, мистическая связь.
Я чувствовал, что такое сильнейшее влечение с самого детства к этому инструменту должно закончиться чем–то необыкновенным. Так и случилось — я полностью воссоздал чертеж, по которому была построена скрипка. Где–то в веках этот чертеж был утрачен, и все мастера, в том числе и Гварнери, и Страдивари, просто копировали скрипку Гаспаро де Сало.
"ДП": Люди привыкли думать, что ученый–одиночка не может перевернуть мир.
Виктор Петрик: Люди так не думают. Так утверждают те, кто к концу жизни так и не вышел на рентабельность, те, для кого мучительно больно признавать, что вне стен их институтов возможны успешные научные решения. Им ненавистны такие примеры, как жизнь и научные достижения лауреата Ленинской премии, трижды Героя Соцтруда, одного из создателей релятивистской астрофизики академика Зельдовича, который так никогда и не получил высшего образования. Таких примеров можно привести множество, важно следующее: научные парадигмы разрушают одиночки.
Те, которых научное сообщество временно зачисляет в разряд лжеученых. Впоследствии вместе с принятием новой парадигмы эти "лжеученые" становятся великими учеными, при этом просто ученые, которые принимают новую парадигму, так и остаются просто учеными.
"ДП": На чем вы зарабатываете?
Виктор Петрик: История для примера. Приезжаю я к сестре шейха Эмиталь Аль Сабах. Она в этот момент управляла страной, поскольку брат ее, эмир, был смертельно болен. Она встречает меня и говорит: "Профессор, сегодня я очень печальная". Спрашиваю: "Что случилось, ваше высочество?" — "Smell (запах, вонь — пер. с англ.)", — отвечает она!
Дело в том, что в Кувейте приповерхностные воды содержат значительное количество сероводорода. При выемке грунтов под фундамент будущего дома выделяющаяся из–под земли вода сбрасывается по коллектору в море. На улицах, по которым проходит коллектор, в это время проехать просто невозможно: 60 градусов жары и запах тухлого яйца!
Конечно же я решил этот вопрос. Была изготовлена мощная установка по производству активного кислорода, который при соединении в воде с H2S образует серную кислоту, которая вместе с водой сбрасывается в море. Еще один вопрос, который я решил в Кувейте, был связан с проблемой возникновения пробок при риформинге нефти. Вот так и зарабатываю.
Справка: Виктор Петрик родился в 1946 году в селе Карповцы Житомирской области. В 1975 году окончил факультет психологии ЛГУ, работал в НИИ им. Бехтерева. После выхода из мест лишения свободы в 1989 году занимается наукой.