С детьми нужно говорить честно

Таких центров, как «Зеленый остров», более 300 в разных странах мира, и работают там профессионалы высокого класса. Это место, куда могут прийти родители с ребенком до 3 лет.

Здесь нет никаких специальных занятий, только свободная игра и спокойное общение детей и взрослых. Ребенок приобретает опыт общения с другими, чувствуя поддержку близкого человека, -- родители здесь никогда не оставляют своих детей. Эти открытия помогают социализации и адаптации к детскому саду. Модель, по которой мы работаем, придумала и реализовала в 1979 г. французский педиатр и психоаналитик Франсуаза Дольто. Она считала, что ребенок любого возраста способен многое понять из обращенной к нему речи. Например, она объясняла больным младенцам в госпитале, почему и где они находятся и что мама с папой скоро придут. Смертность резко снизилась.
За один выходной мы принимаем по 15-20 семей. После посещения «Зеленого острова» дети легко идут в ясли или развивающую группу, постепенно разрешаются такие проблемы, как нежелание отлучаться от груди, употребление только мягкой пищи, агрессия. Часто проблема ребенка -- симптом проблемы в отношениях между членами семьи, которые не готовы пойти к психологу. И здесь принимающие могут корректно помочь. Уникальность этого места и в том, что оно доступно всем. Принципами нашей работы являются анонимность и бесплатность, и «Зеленый остров» пользуется успехом и у людей с достатком, и у неимущих.
Средства для проекта найти было сложно всегда. Сейчас финансирование закончилось. Мы работаем в приспособленном помещении практические бесплатно. Родители по своему усмотрению опускают в специальную копилку деньги, но это, безусловно, не может составить зарплату квалифицированных психологов, врачей и психоаналитиков, которые проводят на площадке свой выходной день. В команде три кандидата наук, четверо преподавателей ведущих вузов. Я много лет работала в Институте раннего вмешательства, сейчас -- в РГПУ им. Герцена на кафедре детской речи. Иногда мы слышим: «С жиру беситесь: в наше время, когда инвалиды пропадают…» Проблема в том, что проект рассчитан на всех, а для фондов и чиновников важна конкретная целевая группа.
Поддержать его может тот донор, который озабочен будущим -- воспитанием здоровых членов общества, профилактикой психосоматики, алкоголизма, наркомании. Связь между качеством ранних отношений и последующим развитием доказана многими исследованиями. Надежные отношения с близкими, предсказуемость и определенность, разумные ограничения, возможность обретения независимости в гармоничных условиях, без резких углов, при которых ребенок вынужден все психические ресурсы бросать на сохранение безопасности, часто являются условием того, что он будет в состоянии аккумулировать новый опыт, переносить фрустрацию, проявлять любопытство, исследовать новое и успешно учиться.
Виктория Рыскина, педагог, координатор проекта «Зеленый остров»