Клининг борется за клиента

Автор фото: Вышинский
Юрий Кольцов

С начала кризиса цены на услуги клининговых компаний упали на 20% во всех сегментах. Не последнюю роль в этом сыграли демпингующие компании, которые появились на этом рынке.

По словам Екатерины Емельяновой, директора по развитию Becar EASI, кризис существенно изменил рынок клининговых услуг. С осени 2008 года в Петербурге появилось множество организаций, предлагающих услуги по клинингу.

"Оно и понятно: в сложных экономических условиях каждый стремится заработать, а клининг – это сфера, где каждый считает себя экспертом: ведь не нужно быть дипломированным специалистом, чтобы вымыть пол. В связи с их появлением обострилась конкуренция на рынке. Нередко в тендере на крупный пакет клининговых услуг участвует несколько мелких компаний, которые заведомо не смогут оказать эти услуги в силу отсутствия персонала, оборудования, опыта. Однако они демпингуют по цене других участников конкурса, - рассказала Екатерина Емельянова, - Одним из следствий такого демпинга стала постепенная монополизация рынка: на существенные подвижки в цене могут пойти только крупные компании с большим оборотом. И именно они, имея, кроме прочего, административный ресурс, становятся основными поставщиками клининговых услуг в Петербурге. Остальным в таких условиях просто не выжить, особенно учитывая резко сократившееся количество клиентов на рынке: в режиме экономии большинство компаний стремятся отказаться от субподрядных услуг и заниматься клинингом своими силами".
Разные сегменты
Клининг борется за клиента Клининг борется за клиентаСфера деятельности клининговых компаний делится на элитный и "низкий" сегменты. К элитному относятся - объекты класса "А", к низкому — помещения заводов, бизнес-центры класса "С", гипермаркеты, магазины и т.п.
Как отметил руководитель клининговой компании, работающей с бизнес-центрами класса "А", пожелавший остаться неизвестным, в этом сегменте новых игроков не появилось. "Правда, на 20% упали цены на обслуживание бизнес-центров высокого класса, снизились требования к клининговым компаниям", - подчеркнул он.
В свою очередь "низкий" сегмент рынка клининга, в отличие от элитного, по словам Татьяны Ивановой, директора по продажам ООО "Чистый город-Клининг" (компания обслуживает "Гостиный двор"), претерпел сильные изменения. Она отметила, что за последние несколько лет на петербургский рынок клининга вышел ряд компаний, которые снижают цены на свои услуги за счет ухудшения качества.
"Они работают на рынке бизнес-центров класса "С", обслуживают сети магазинов, гипермаркеты. Разница в демпинговой цене на их услуги и цене на услуги профессиональных клининговых компний, заботящихся о качестве услуг, составляет 20-30%", - подчеркнула она.
Кроме того, на петербургский рынок клининга в последнее время начали выходить строительные компании, которые в целях экономии предпочитают убирать свои построенные объекты самостоятельно.
По оценкам участников рынка, в Петербурге работает около 1 тыс. клининговых компаний, из них лишь около 150 являются независимыми. Остальные входят в состав управляющих, строительных компаний и пр.
МНЕНИЕ:
Юрий Кольцов, Заместитель Генерального директора VMB TRUST:

Юрий Кольцов Юрий Кольцов"Рынок сам определил - сколько и каких клининговых компаний на ему требуется. С начала кризиса значительное количество малых компаний вынуждены были закрыться ввиду уменьшения спроса на отдельные услуги и отсутствия поддержки. Многие нашли выход в сокращении целых направлений деятельности и части персонала, некоторые попытались перепрофилироваться или нашли дополнительную загрузку. Можно сказать вполне определенно, что борьбу за существование выиграли только профессионалы, на рынке остались и дальше развиваются компании, которые твердо и уверенно стоят на ногах, рынок сейчас отсеял временщиков и халтурщиков, которые считали – если клининг, то все просто. Конкуренция на рынке достаточно серьезная. Конечно, каждый владелец заинтересован в собственной компании, но не каждый может организовать ее, поставить ее работу и обеспечить первоначальной загрузкой. А потом надо содержать, развивать, контролировать, и т.д. Каждая клининговая компания заинтересована охватить несколько объектов, но не каждая способна достаточно эффективно и качественно организовать уборочный процесс. Как в любом бизнесе здесь важен опыт обслуживания подобных объектов, здесь присутствует масса незаметных невооруженным взглядом мелочей, без учета которых не достигнешь желаемого результата".