Торговые сети усиливают присутствие

Автор фото: "ДП"

За 2009 год торговые площади сетей FMCG России увеличились почти на 1 миллион квадратных метров

По данным итогового исследования торговых сетей FMCG России за 2009 год, подготовленного агентством "INFOLine", в прошедшем году только 70 крупнейших сетей FMCG увеличили площадь своих торговых объектов на 879,1 тыс. м2. В результате суммарные торговые площади TOP-70 розничных сетей FMCG достигли показателя 6,78 млн. м2.
По словам генерального директора агентства "INFOLine" Ивана Федякова, 2009 год оказался во многом переломным для розничной торговли. "Многие торговые сети испытали трудности, вызванные спадом потребительского потребления и проблемами в рефинансировании долгов, - отмечает Федяков. - Компании вынуждены были закрывать неэффективные магазины, а такие сети, как "Патэрсон", "Самохвал",Торговые сети усиливают присутствие "Grossmart" и др. перестали существовать". По словам эксперта, по данным ежемесячного анализа, проводимого агентством в течении всего года, прирост площадей только 50 крупнейших FMCG сетей в кризисный 2009 год составил чуть меньше 1 миллиона квадратных метров, даже с учетом закрытия сетей чистый прирост площадей сетевой торговли составил 610 тыс. м2.
Ключевым трендом ушедшего года стал активный рост и усиление концентрации крупнейших мультиформатных сетей и федеральных ритейлеТорговые сети усиливают присутствиеров, ключевым форматом которых является дискаунтер, обусловленное резким снижением темпов роста большинства игроков второго эшелона.
Наибольший рост в прошлом году показали сети "Магнит" и X5 Retail Group, на которые приходится более 48% новых торговых объектов.
По словам генерального директора компании "INFOLine-Аналитика" Михаила Бурмистрова, в 2009 году наиболее активно в ритейлеры развивали формат "магазин у дома". Так, сеть "Магнит" открыла магазинов у дома больше, чем все остальные ритейлеры ТОП-50 вместе взятые – 639 объектов. При этом в декабре 2009 года сеть установила рекорд по открытиям – 124 магазина у дома и 2 гипермаркета.
В 2010 году эксперты ожидают сохранения высокого уровня концентрации инвестиционной активности, однако считают, что доля X5 Retail Group и "Магнит" в общей величине прироста площадей не превысит 45%, так как темпы роста количества объектов и торговых площадей остальных ритейлеров существенно увеличатся. Это обусловлено завершением программ реструктуризации и оптимизации бизнеса, включающих закрытие нерентабельных магазинов, изменение ассортимента, запуск новых форматов и переформатирование действующих объектов, развитие IT-систем и т. д., а также улучшением условий привлечения банковского финансирования.
Ключевыми форматами для российских ритейлеров в 2010 году продолжат оставаться дискаунтер и гипермаркет. Что касается формата супермаркет, то будет продолжаться изменение концепции формата: повышение доли свежих продуктов в ассортименте, а также сокращение доли не продовольственных товаров (подобная программа реализуется сетями "Перекресток", "Ситистор" и "Ашан-Сити").