Банки пошли в наступление

Реклама банков становится все заметнее. И банкам есть за что бороться — объем вкладов физлиц бьет рекорды. Судя по всему, в кризис россияне опасаются делать дорогие покупки, предпочитая копить, а не тратить.

Если в 2007 году 33% наших сограждан затруднялись выбрать из списка банков те, чью рекламу они видели или слышали за последние 3 месяца, то в 2008 году таковых стало 27%, а в 2009 году — всего 15%.
Исследование, проведенное НАФИ, также показало, что многие банки из лидирующей "десятки" набрали больше голосов респондентов, чем в прошлом году.
Банками — лидерами по узнаваемости рекламы является Сбербанк — 69% россиян за последние 3 месяца сталкивались с рекламой банка. Далее идут ВТБ 24 (50%) и Альфа–Банк (31%).
Банк "Русский стандарт", занимавший в 2008 году третью позицию (27%), а в 2007 году — вторую (30%), на сегодняшний день опустился на пятое место по узнаваемости рекламы — его отметили 22% респондентов. Однако Райффайзенбанк, в 2007 (4%) и 2008 (9%) годах замыкавший десятку банков по узнаваемости рекламы, в 2009–м поднялся до четвертого места — 26% россиян указали, что видели или слышали рекламу банка.
С точки зрения известности рекламы (знание без подсказки) тройку банков–лидеров также составили: Сбербанк — 53% россиян вспомнили, что видели или слышали его рекламу, со значительным отрывом ВТБ 24 (22%) и Альфа–Банк (9%).
Кроме того, в пятерку вошли Райффайзенбанк, который назвали 5% опрошенных, а также Газпромбанк, Росбанк и "Уралсиб", набравшие по 4%. Реклама банка "Русский Стандарт" известна лишь 3% россиян.
Отметим, Сбербанк весной прошлого года объявил, что увеличивает затраты на рекламу и до апреля 2010 года направит на эти цели $50 млн — в 1,5 раза больше обычного. В том числе за счет активной рекламы госбанк намерен к 2014 году сменить инертное доверие на позитивное.
В целом столь агрессивная рекламная политика банков вполне объяснима. Рост банковских вкладов физлиц в 2009 году составил 26%. Банки привлекли порядка 1,5 трлн рублей, что в 2 раза больше, чем в 2008 году. По прогнозу главы АСВ Александра Турбанова, в 2010 году объем вкладов увеличится еще на 20%.
А на фоне роста просроченной задолженности банки особо заинтересованы в том, чтобы россияне перекладывали деньги из кубышек на банковские счета. Однако стоит заметить, что, продолжая агрессивную рекламную политику, банкиры стали снижать процентные ставки по депозитам.
Эксперты–социологи отмечают, что финансовое поведение россиян из–за кризиса существенно изменилось. Большинство сейчас копит сбережения на черный день, экономя и откладывая крупные покупки. "Хоть по чуть–чуть, но откладывают все, боятся второй волны кризиса", — уверены эксперты. Возможность в любой момент оказаться безработным заставляет россиян создавать "подушку безопасности". Чтобы накопления не съедала инфляция, они идут в банки.
Но банки готовы идти в наступление не только по линии рекламы. Ранее председатель Банка России Сергей Игнатьев предложил ввести в России безотзывные вклады — срочные вклады, которые нельзя отозвать по первому требованию. Ассоциация российских банков предложила ввести двухнедельную отсрочку на возврат средств по досрочному изъятию вкладов.