Продажа алкоголя закончится штрафами

Автор фото: "ДП"

Петербургские чиновники придумали, за что еще штрафовать продавцов алкоголя. Теперь их ждет штраф за несданную декларацию о реализуемой продукции. Сами ретейлеры уверены: декларация — пустая формальность.

Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Петербурга (КЭРППиТ) готовит проект городского закона о введении административной ответственности за неподачу декларации о розничной продаже алкогольной продукции.
Его содержание пока не обнародовано, поскольку, по словам начальника отдела производства и оборота алкогольной продукции КЭРППиТ Николая Гордея, проект еще находится на согласовании внутри комитета.
Обязанность подавать декларацию для петербургских компаний, продающих алкоголь, была введена с 1 июля 2007 года. Предполагалось, что сведения из этой декларации будут сопоставляться с объемом произведенной продукции, что даст возможность выявить контрафакт.
По данным начальника управления торговли КЭРППиТ Сергея Палинчука, декларацию не подают около 20% продавцов. Как сообщили в Лицензионном управлении комитета, сейчас алкоголь на территории Петербурга продают свыше 4 тыс. компаний, у которых примерно 6,4 тыс. объектов: магазинов и предприятий общепита.
Бизнес не видит смысла в существовании декларации. "Мы–то подаем ее ежеквартально, — говорит генеральный директор ООО "Академия вина" Ольга Новикова, — но у меня ощущение, что никто ее ни с чем не сопоставляет". Она призналась, что жалеет своего бухгалтера, который "сидит и заполняет эту декларацию".
Чиновники подтверждают: сопоставлять практически не с чем. По словам Палинчука, от запроса до получения информации из Единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за производством и оборотом алкоголя (ЕГАИС) проходит более 3 месяцев. Когда приходит ответ налоговой службы (ЕГАИС относится к ее ведению), выясняется, что контрафакт уже исчез.
Однако больше всего алкогольные ретейлеры боятся, что к ЕГАИС подключат розницу (сейчас она установлена только у производителей). В середине 2006 года, когда к системе подключили оптовиков — дистрибьюторов и импортеров (в России их около 2,5 тыс.), она дала такие сбои, что поставки алкоголя прекратились как минимум на 2 месяца. Уже многие эксперты признают, что ЕГАИС не работает.
По данным центра исследования рынков алкоголя "ЦИФРА", за время разработки и эксплуатации эта система обошлась бюджету в $10 млн, бизнес потратил на нее $450 млн и понес ущерб от ее работы на $2,5 млрд.