Северная столица лидирует по числу интеллектуальных угонов, считает Василий Курсин, генеральный директор компании «Цезарь Сателлит Северо–Запад».
«Цезарь Сателлит» занимается установкой и обслуживанием спутниковых охранных
систем в Петербурге с 2003 года, за это время в компании хорошо изучили
методы, которыми пользуются современные угонщики.
Что представляет собой петербургский рынок угонов?
— Это рынок очень технологичный, он развивается активными темпами. Преступники располагают серьезными техническими возможностями для угона автомобилей.
По нашей информации, в городе действуют несколько организованных групп, которые занимаются угонами. Они делят город по сферам влияния, то есть каждая группа работает на своей территории. В основном такие группы состоят из приезжих из других регионов. Это отлаженный бизнес, который подчиняется рыночным правилам. Благодаря этому есть возможность с ним бороться.
Петербург занимает первое место среди российских городов по числу интеллектуальных угонов. В других регионах, в том числе и в Москве, преступники действуют иначе: грубо взламывают автомобили или выбрасывают владельцев из машин.
— Это рынок очень технологичный, он развивается активными темпами. Преступники располагают серьезными техническими возможностями для угона автомобилей.
По нашей информации, в городе действуют несколько организованных групп, которые занимаются угонами. Они делят город по сферам влияния, то есть каждая группа работает на своей территории. В основном такие группы состоят из приезжих из других регионов. Это отлаженный бизнес, который подчиняется рыночным правилам. Благодаря этому есть возможность с ним бороться.
Петербург занимает первое место среди российских городов по числу интеллектуальных угонов. В других регионах, в том числе и в Москве, преступники действуют иначе: грубо взламывают автомобили или выбрасывают владельцев из машин.
Как распределяются роли в таких преступных группах?
— Есть организатор, который заказывает угон техническому специалисту. Тот с помощью комплекта оборудования вскрывает автомобиль, демонтирует охранную систему или блокирует ее работу, а затем передает вскрытый и заведенный автомобиль перегонщику. Тот доставляет автомобиль до места назначения. Бывает, впереди угнанного автомобиля движется машина сообщников, которая, нарушая ПДД, отвлекает внимание от угнанного автомобиля. На конечном этапе подключаются продавцы, которые сбывают краденый товар. Ключевое звено в группе — это технические специалисты. Эти люди обладают высокой технической квалификацией, имеют специальное оборудование. Их услуги стоят дорого, и таких людей в городе единицы. Поэтому они не занимаются непосредственно перегоном угнанной машины, этот риск перекладывают на других.
— Есть организатор, который заказывает угон техническому специалисту. Тот с помощью комплекта оборудования вскрывает автомобиль, демонтирует охранную систему или блокирует ее работу, а затем передает вскрытый и заведенный автомобиль перегонщику. Тот доставляет автомобиль до места назначения. Бывает, впереди угнанного автомобиля движется машина сообщников, которая, нарушая ПДД, отвлекает внимание от угнанного автомобиля. На конечном этапе подключаются продавцы, которые сбывают краденый товар. Ключевое звено в группе — это технические специалисты. Эти люди обладают высокой технической квалификацией, имеют специальное оборудование. Их услуги стоят дорого, и таких людей в городе единицы. Поэтому они не занимаются непосредственно перегоном угнанной машины, этот риск перекладывают на других.
Бытует мнение, что угнать можно любой автомобиль…
— Это возможно только в лабораторных условиях. В реальной жизни все иначе. Угонщики работают по своим правилам и исходя из своих экономических интересов. Во–первых, затраты на угон не должны превышать сумму, которую преступники планируют заработать при продаже угнанного автомобиля. Нужно иметь в виду, что угнанный автомобиль продается преступниками примерно за 30% стоимости нового автомобиля. Скажем, угнанный Lexus RX300 стоимостью $65 тыс. будет продан угонщиками за $20–25 тыс.
— Это возможно только в лабораторных условиях. В реальной жизни все иначе. Угонщики работают по своим правилам и исходя из своих экономических интересов. Во–первых, затраты на угон не должны превышать сумму, которую преступники планируют заработать при продаже угнанного автомобиля. Нужно иметь в виду, что угнанный автомобиль продается преступниками примерно за 30% стоимости нового автомобиля. Скажем, угнанный Lexus RX300 стоимостью $65 тыс. будет продан угонщиками за $20–25 тыс.
Читайте также:
Кредитные автомобили стали чаще угонять
Чтобы посягательство на автомобиль было невыгодным, необходимо оборудовать
его охранными системами таким образом, чтобы для угона следовало затратить
много времени и средств. Ведь работа технического специалиста оплачивается
в зависимости от сложности работ: для того чтобы обнаружить и демонтировать
несколько модулей сложной охранной системы, необходимо как минимум разобрать
салон автомобиля.
Сейчас мы строим нашу охранную систему таким образом, чтобы риски и затраты
на ее демонтаж в совокупности стоили дороже, чем то, что потенциально могут
получить угонщики.
От чего зависит надежность охранной системы помимо непосредственно ее
технических характеристик?
— На надежность влияет качество установки. Поскольку наши охранно–поисковые комплексы состоят из нескольких модулей, их можно размещать в разных частях автомобиля. Задача такая: угонщик не должен обнаружить и демонтировать все эти модули. Поскольку некоторые из них могут работать автономно, то даже при демонтаже части модулей и разрыве электрической цепи автомобиля необнаруженные элементы системы могут передать сигнал тревоги и координаты местонахождения. Кроме того, не все модули активны постоянно, поэтому вычислить их расположение с помощью электронного детектора невозможно.
— На надежность влияет качество установки. Поскольку наши охранно–поисковые комплексы состоят из нескольких модулей, их можно размещать в разных частях автомобиля. Задача такая: угонщик не должен обнаружить и демонтировать все эти модули. Поскольку некоторые из них могут работать автономно, то даже при демонтаже части модулей и разрыве электрической цепи автомобиля необнаруженные элементы системы могут передать сигнал тревоги и координаты местонахождения. Кроме того, не все модули активны постоянно, поэтому вычислить их расположение с помощью электронного детектора невозможно.
Какое оборудование используют преступники?
— Их арсенал состоит из нескольких устройств. Каждый комплект оборудования запрограммирован на определенную марку или модель автомобиля. Для начала используется устройство, которое дистанционно открывает центральный замок. Обычно оно замаскировано под мобильный телефон или радиоприемник. Проникая в салон, угонщик подключает к диагностическому разъему автомобиля другой прибор, который снимает остальные блокировки. Дальше преступник вставляет в разъем для ключа зажигания болванку, прокручивает — и автомобиль заводится. Так обходится штатная защита автомобиля.
— Их арсенал состоит из нескольких устройств. Каждый комплект оборудования запрограммирован на определенную марку или модель автомобиля. Для начала используется устройство, которое дистанционно открывает центральный замок. Обычно оно замаскировано под мобильный телефон или радиоприемник. Проникая в салон, угонщик подключает к диагностическому разъему автомобиля другой прибор, который снимает остальные блокировки. Дальше преступник вставляет в разъем для ключа зажигания болванку, прокручивает — и автомобиль заводится. Так обходится штатная защита автомобиля.
Как вы оцениваете сегмент поисковых спутниковых систем, в котором
работает «Цезарь Сателлит»?
— В Петербурге подобную услугу предлагают 10–15 компаний, из них наиболее сильные позиции кроме нас занимают компании «Аркан» и «Автоконнекс».
Свою долю рынка мы оцениваем в 30–40%, наша абонентская база в Петербурге насчитывает 12 тыс. автомобильных и стационарных объектов.
— В Петербурге подобную услугу предлагают 10–15 компаний, из них наиболее сильные позиции кроме нас занимают компании «Аркан» и «Автоконнекс».
Свою долю рынка мы оцениваем в 30–40%, наша абонентская база в Петербурге насчитывает 12 тыс. автомобильных и стационарных объектов.
Как вы оцениваете эффективность своей системы?
— В месяц в среднем мы фиксируем 10 серьезных попыток угона. За 2008 год в Петербурге предотвращено 120 угонов автомобилей наших клиентов, эффективность системы составила 99,4%. В 2008 году задержаны шесть преступников, обнаружено четыре гаража–отстойника и мастерская по перебивке номеров угнанных автомобилей. За I квартал 2009 года задержаны два человека, причастных к угонам, обнаружено два гаража–отстойника.
— В месяц в среднем мы фиксируем 10 серьезных попыток угона. За 2008 год в Петербурге предотвращено 120 угонов автомобилей наших клиентов, эффективность системы составила 99,4%. В 2008 году задержаны шесть преступников, обнаружено четыре гаража–отстойника и мастерская по перебивке номеров угнанных автомобилей. За I квартал 2009 года задержаны два человека, причастных к угонам, обнаружено два гаража–отстойника.