Статусные знания

Виталию Воинову 25 лет. В нем чувствуются живые амбиции и любопытство, он подвижен и неуловим. Хороший костюм, модная прическа, Citroen C4 купе, правильная речь, некоторый налет пижонства...

Все-таки, согласитесь, «сомелье звучит несколько манерно. Впрочем, пижонство Виталия Войнова, брэнд-сомелье ресторанной группы «Тритон, легкое и непретенциозное.
- К профессии я отношусь достаточно цинично. У нас каждый, отучившийся 3 месяца, гордо объявляет себя сомелье и сразу требует денег. Когда я начинал 6 лет назад, эта профессия никому не была нужна.
- Как вообще в голову пришло сомелье стать?
- Когда ушел из института, стал искать работу. Любую, хоть мешки таскать. Увидел объявление о наборе в школу сомелье. Идея меня увлекла - красиво, интересно! К тому же профессия молодая, можно успеть занять хорошую позицию. Основная проблема профессии сомелье у нас - перспектива. Высококлассный сомелье должен стать статусным хранителем знаний, но материального подкрепления этому нет. Хороший сомелье должен зарабатывать 80-100 тыс., но никто здесь ему столько не заплатит. В Европе - конечно, но нам в Европу не выбиться. Там люди рождаются у лозы, и знания, которые здесь добываешь непрестанной учебой, впитывают с молоком матери. Когда все это осознаешь, происходит надлом. Понимаешь, что перспектива одна - идти в управление. Что я и сделал.
- Работа сомелье требует хорошего словарного запаса, описать все эти оттенки-нюансы-полутона. Читаете много?
- Да нет, читаю мало, и свободного времени практически нет. Люди с головой в ресторанном бизнесе женаты на работе. Вроде и не хочешь быть яппи, а по-другому не получается. Выходной - только вечер воскресенья, делаю то, что не связано с моей работой - никаких ресторанов, никакого вина. В домашней раздолбайской атмосфере пью пиво с друзьями. Образование у меня среднее, не вижу смысла в высшем, поэтому и из института в свое время ушел. А вот самообразованием постоянно занимаюсь. Я - как Шерлок Холмс, тащу в свою голову только то, что мне нужно. Планирую юридически основательно подковаться, психологию хочу поизучать. В ближайших планах - всерьез тренировать память и бросить курить.
- Действительно, а как такое возможно - дегустатор и курит? А как же вкусовые рецепторы, обонятельные?
- Да, курение, конечно, сильно притупляет рецепторы. Если бросить курить, возникает масса новых оттенков. С другой стороны, когда они вдруг появляются в уже хорошо знакомом тебе вине и ты не можешь их идентифицировать, возникает смятение и шок! И такое состояние дезориентации может длиться от двух месяцев до года. Потом, конечно, адаптируешься.
- Часто ли на слепых дегустациях бывают сюрпризы - например, дешевое, никому не известное вино вдруг обходит какое-то раскрученное и знаменитое? Не обманывают ли нас с этими ценами огромными? Опыта-то у отечественного потребителя вина немного.
- Дегустировать вслепую никто толком в России не умеет. Потому что, чтобы поддерживать себя в тонусе, нужно дегустировать 20-30 образцов ежедневно. У нас просто нет базы для этого. Ну, а обмануться можно, конечно. Процентов на 50, а то и на 100 цены. Но только в ценовом сегменте вин от 7 до 15 евро. Франция, Италия используют бренд, а за брендом зачастую стоит совершенно банальное, неинтересное вино. А Испания делает вино простое и честное. С испанскими винами можно легко ошибиться, приняв вино за 7 евро за более дорогое. Испания, на мой взгляд, - будущий фаворит.
Виталий Войнов, бренд-сомелье ресторанной группы «Тритон («Гюльчатай, «Дастархан, «Тбилисо, «Монтана) и управляющий ресторана «Тритон, пришел в профессию 6 лет назад.
фото: Антонина Байгушева