Пришли за Гуцериевым. Версии.

Заголовки в таком стиле – «пришли за…» активно использовались в газете «Коммерсантъ» в период «дела Лебедева-Ходорковского». С тех пор поводов для них как будто поубавилось.

<b>Но случалась уже </b>всем известная история с &#171;продажей&raquo; Руссснефти структурам Олега Дерипаски и прочувственным письмом Гуцериева своим сотрудникам, где он почти прямо утверждал, что компанию его заставили продать. Потом тональность резких высказываний Гуцериева сошла на нет и информированные люди поговаривали, что он уже и деньги получил – что-то около трех миллиардов долларов.
<b>И вот – внезапная санкция</b> на арест, фактическое объявление в розыск. История темная и запутанная, поскольку никакой достоверной информации стороны общественности не предоставляют. Причем ей предшествовала столь же загадочная история с похоронами сына Гуцериева, который умер якобы в результате ДТП, которое нигде не зафиксировано. По одним данным, прощались с ним в Баку, по другим – в Пригородном районе Северной Осетии, где до депортации жили предки Гуцериева.
<b>Бывший глава &#171;Русснефти&raquo; </b>давно раздражал Кремль – сначала своими ни с кем не скоординированными действиями в Ингушетии - на развитие республики у него были свои взгляды. Потом – агрессивной скупкой последних оставшихся нефтедобывающих активов, которые он &#171;зернышко к зернышку&raquo; собирал по всей России, выплачивая высокую рыночную цену. Широко известно, что средства на это Гуцериеву предоставлял богатый швейцарский фонд, но, по одной из версий, активы скупались Гуцериевым в интересах живущего в Израиле Леонида Невзлина, который не хотел смириться с потерей своего нефтяного бизнеса в России.
<b>Накануне выборов</b> никакие слабоконтролируемые нефтяные магнаты властям были ну никак не нужны и вроде бы договорились вполне красиво: за бизнес - большие деньги, в политику не соваться и вот уже Гуцериев объявляет о том, что желает заняться научной деятельностью. Во что, признаться, верилось с трудом, зная о неуемной воле и кипучей энергии известного предпринимателя. &#171;Настоящий трудоголик&raquo;, -- сказал о Гуцериеве глава АФК &#171;Система&raquo; Владимир Евтушенков. Что же произошло?
<b>Во-первых, сообщение </b>о санкции на арест Гуцериева прозвучало аккурат на следующий день, после того как генпрокурор Юрий Чайка доложил Владимиру Путину о практически раскрытом &#171;резонансном&raquo; деле об убийстве журналистки Анны Политковской. Прозвучали слова об организованной преступной группе, которую возглавляли &#171;три чеченца&raquo; и в которую входил даже сотрудник ФСБ (наличием среди преступников сотрудника МВД никого не удивишь). Совпадение? Может быть, может быть. Но, вполне может статься, что мы знаем далеко не все, что Чайка сказал Путину. Особенно учитывая прозвучавшие из уст генпрокурора слова, что заказчик убийства Политковской, скорее всего скрывается за границей. И это совсем не обязательно Березовский, который, похоже окончательно выжил из ума и пробавляется только хамскими письмами в адрес Путина на украинских сайтах.
<b>Во-вторых, мы совершенно </b>не знаем деталей &#171;сделки&raquo; между Кремлем и Гуцериевым – цифр, сроков, порядка поступков. Где, кем, когда, и в каком оффшоре все будет окончательно подписано и согласовано. Поэтому версию &#171;не все отдал&raquo;, она же – &#171;кинул&raquo; полностью исключать совсем нельзя.
<b>В-третьих, смерть сына</b> в самом расцвете молодости и сил (для любого, а в особенности кавказского мужчины – трагедия поистине страшная) могла толкнуть и так не сильно сдержанного (как уверяют знающие его люди) Михаила Гуцериева на какой-либо неадекватный поступок в отношении властей. Скажем, существовала договоренность &#171;никуда не уезжаешь – и тебя не трогают&raquo;, а Гуцериев плюнул, и уехал – ну, скажем по той причине, что теперь его здесь ничего не держит. Плюс хоть как-то насолить тем, кто отнял у него огромный нефтяной бизнес. Эмоционально и по человечески это вполне объяснимо, особенно если деньги уже легли на банковский счет.
<b>В любом случае, произошло </b>нечто экстраординарное,<b> </b>поскольку вообразить, что Путину и властям в самый канун парламентских выборов остро необходим за границей еще один чрезвычайно обиженный на них олигарх может только умалишенный. Особенно учитывая тот факт, что аура арестов предпринимателей в период повышенной инвестиционной активности западных бизнесменов в России – явление крайне неблагоприятное.