10:0426 июня 200710:04
7просмотров
10:0426 июня 2007
Передав <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/08528" target=_blank>РЖД</a> землю для строительства скоростной магистрали между Петербургом и Москвой, государство просит компанию расплатиться за яму у Московского вокзала.
<b>21 июня вступило</b> в законную силу решение Арбитражного суда Петербурга о взыскании с РАО "<a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/69135" target=_blank>Высокоскоростные магистрали</a>" (ВСМ) в пользу <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/89640" target=_blank>Минфина</a> РФ $13,6 млн долга по кредиту 10-летней давности на строительство транспортно-коммерческого центра (ТКЦ) высокоскоростной железной дороги, а также $8,5 млн штрафных процентов.
<b>ВСМ были созданы</b> в 1991 году для строительства железнодорожной трассы между Москвой и Петербургом. В 1997 году для финансирования строительства ТКЦ под гарантии правительства РФ был взят инвестиционный кредит на $200 млн под 7,3% годовых с отсрочкой до 2001 года.
<b>Согласно договору заемщик </b>должен погашать долг равными долями каждые полгода с 2001 по 2010 год. В итоге ТКЦ построен не был. К 1998 году компания успела собрать шесть вагонов скоростного поезда "Сокол", который сломался на испытаниях, и вырыть знаменитую яму у Московского вокзала. В результате в счет погашения долга перед государством в 2002 году было решено передать имущество и активы ВСМ в федеральную собственность. Это покрыло около $100 млн долга, остальные Минфину пришлось взыскивать через суд.
<b>Весной 2007 года</b> 87,4% акций ВСМ, принадлежащих государству, были внесены в уставный капитал РЖД. Основным активом ВСМ, доставшимся таким образом железнодорожникам, можно считать землю в четырех российских регионах на пути прохождения будущей магистрали. В общей сложности это 950 га, в основном в Ленобласти и Петербурге. Президент РЖД Владимир Якунин уже объявил о возврате к проекту строительства возле Московского вокзала перрона для высокоскоростных поездов. Таким образом госкомпания потеснит компанию "Бриз", которой принадлежит сейчас участок на месте ямы.
<b>Не исключено</b>, что это далеко не последний арбитражный процесс вокруг скандального кредита: долг перед западными банками еще не выплачен до конца, и согласно договору займа на их счета должны поступить еще семь равных выплат. Возможно, именно РЖД теперь будет расплачиваться по этим долгам. Правда, есть вероятность, что государство применит уже отработанную схему, по которой опальная компания с долгами перед государством достается крупной госкомпании, после чего ее долги списываются.
<i>Павел Горошков</i>