"Охотник за черными дырами" вышел на финишную прямую

Космический телескоп "Интеграл", запущенный 17 октября 2002 года с космодрома "Байконур", 1 марта завершил очередной этап обследования доступной нам части Вселенной. Астрономы получили информацию о 70% процентах звездного неба.

<b>Подобные исследования космоса</b> ведутся не первый год, но технологии, применяемые на "Интеграле", стали своего рода прорывом. Космическая лаборатория гамма-лучей "Интеграл" – международный проект, на котором российские ученые располагают 25% наблюдательного времени. "Интеграл" был построен Европейским космическим агентством и запущен с помощью российской ракеты "Протон".
<b>"Интеграл", настроенный на улавливание гамма-излучения</b>, способен "разглядеть" объекты, недоступные менее чувствительным аппаратам. Гамма-излучение – наиболее высокоэнергетическое (обладающее наибольшим потенциалом энергии), известное на данный момент человеку. Поэтому обсерватории, настроенные на низкие энергии, или более слабые гамма-телескопы, которых до "Интеграла" было очень мало, оказались неспособны улавливать сигналы некоторых совершенно уникальных небесных тел.
<b>В январе 2003 года с помощью "Интеграла"</b> впервые удалось "разглядеть" бинарные системы, состоящие из нейтронной звезды (иногда ее заменяет черная дыра) и мощной массивной звезды-компаньона, окутанные плотным газовым облаком. Проблема в том, что облако холодного газа не пропускало "вовне" никакие излучения. Только самые высокоэнергичные фотоны, световые частицы с наибольшим ускорением, покидали границы облака. Но без "Интеграла" их зафиксировать было просто невозможно.
<b>Ученые догадывались о наличии подобных объектов</b> на том или ином участке небе только по косвенным признакам, например, по воздействию массы предполагаемой системы на окружающие звезды и туманности. Теперь же у астрономов есть подтверждение своих догадок.
<b>Подобные бинарные системы</b> – не редкость в нашей Галактике. Ученых удивляло то, что настолько заметный объект не был обнаружен ранее. В "обычных" системах подобного рода верхние слои газовой оболочки крупной звезды (а звезды, по сути, это и есть огромные шары раскаленного газа) притягиваются гравитацией куда более массивного соседа и разгоняются до огромных скоростей, излучая волны практически на всех границах спектра. Пропустить такое явление трудно, до появления "Интеграла" было зафиксировано около 300 подобных бинарных систем.
<b>Но, как выяснилось, на самом деле их больше</b>, просто некоторые окружены тем самым облаком газа, которое не позволяло стандартным обсерваториям улавливать исходящее от небесных тел излучение. Холодный непрозрачный кокон, сравнимый по диаметру с земной орбитой, вероятно, состоит из газа, исторгнутого "большой звездой".
<b>Теперь ученые особенно внимательно следят</b> за информацией, поступающей с "Интеграла". Сведения о подобных этому объектах тщательно проверяются космической обсерваторией "Ньютон" (ESA), работающей в рентгеновском излучении. Совместная работа "Интеграла" и "Ньютона" обещает еще немало открытий, которых с нетерпением ждет астрономическая общественность.
<b>Но бинарные системы-невидимки</b> – не единственное "чудо", прикоснуться к которому без "Интеграла" было бы сложно. В декабре 2004 года телескоп зафиксировал яркий рентгеновский объект, пульсар, который, кстати, также являлся частью бинарной системы. Когда ученые из университета Southampton проанализировали полученную информацию, оказалось, что удалось обнаружить, пожалуй, самые быстрый пульсар в доступной нам части Вселенной. Эта звезда вращается со скоростью 600 оборотов в секунду!
<b>Благодаря сверхточным данным</b>, поставляемым "Интегралом", ученые из Института внеземной физики Общества им. М. Планка смогли подсчитать темп вспышек сверхновых звезд в нашей Галактике. Каждая сверхновая производит небольшое количество крайней редкого радиоактивного изотопа алюминия. Данный элемент имеет период полураспада около 740 тыс. лет!
<b>Гамма-кванты, которыми наполняется Вселенная</b> при распаде элемента, регистрируются "Интегралом". Содержание этого редкого изотопа в космосе – крайне малое, к тому же, он, как и положено, постоянно распадается. В итоге, ученые пришли к выводу, что для поддержания стандартного уровня запасы радиоактивного алюминия должны постоянно пополняться.
<b>Вселенной необходимо примерно 2 взрыва</b> сверхновых в 100 лет, и около 7 новых звезд каждый год. Конечно, и эти данные будут уточняться с развитием астрономии, но без "Интеграла" большинство предположений насчет "жизни" сверхновых так и оставались бы в области теории.
<b>70% – это действительно много</b>. Но ведь впереди еще целых 30% нашей Галактики, которая, несомненно, припасла еще немало сюрпризов. Остается только с нетерпением ждать новостей с "Интеграла", телескопа, который видит то, что недоступно другим.
По материалам: <a href="http://www.grani.ru/">Грани.Ру</a> <a href="http://courier.com.ru/">Курьер Образования</a> <a href="http://astronews.ru/">ASTRONEWS.RU</a> <a href="http://www.rubricon.com/">Рубрикон</a> <a href="http://www.inauka.ru/">Известия Науки</a>