Америка помогает в корпоративном управлении

Публичные компании могут принять помощь

<B>Публичные компании могут принять помощь</B><BR>Проект "Совершенствование отчетности в корпоративном управлении: российская практика" призван практическим путем улучшить существующий уровень корпоративного управления в российских акционерных компаниях.<BR><BR>Этот проект является частью большого проекта "Совершенствование корпоративного управления в России" и финансируется Агентством США по международному развитию.<BR>А на территории Северо-Запада его проводит НП "Центр деловой этики и корпоративного управления".<BR>Северо-Западный регион -- первый, в котором проект начал свою работу. В других регионах России организации, как и Центр деловой этики и корпоративного управления, получившие американский грант, также начинают подготовку к проекту. Стоимость проекта в Северо-Западном регионе превышает $500 тыс. На всероссийскую программу расходуется несколько миллионов долларов.<BR>Директор "Центра" Алла Винник рассказывает: "Проект направлен на улучшение корпоративного управления за счет практической реализации положений Российского кодекса корпоративного поведения. К сожалению, не все компании знакомы с этим кодексом, несмотря на то что он еще 2 года назад был рекомендован ФКЦБ.<BR>Сегодня много проблем на акционерных предприятиях, которые нужно решать. Нужно использовать лучший (западный) опыт, знать об ошибках, чтобы не совершить их".<BR>Бесплатно принять участие в проекте могут акционерные компании (ОАО либо ЗАО, собирающиеся в скором времени стать ОАО).<BR>"На первом этапе мы анализируем ситуацию в компаниях, общаемся с ними, предлагаем заполнить нашу анкету, которая позволяет оценить уровень корпоративного управления в организации, -- продолжает Алла Винник. -- Компании с интересом относятся к нашей инициативе, они понимают, что улучшение управления необходимо для роста прибыли, выхода на новые рынки, улучшения взаимоотношений с акционерами. На сегодня уже 12 компаний подтвердили свое желание участвовать в проекте. Мы планируем принять заявки от 50 компаний, из них для участия в проекте будет отобрано 25. В пилотную группу войдут наиболее заинтересованные компании".<BR>Алла Винник отмечает, что заинтересованность претендентов на участие -- главный критерий при их отборе. Сама программа рассчитана на 2 года (до апреля 2005 г.), отбор участников должен завершиться к середине октября 2003 г.<BR><BR><B>Под ситуацию</B><BR>В рамках проекта запланированы обучающие программы, тренинги, консультации, менторские программы. Основой для обучения станет Российский кодекс корпоративного управления, который был принят в апреле 2002 г., зарубежные программы будут адаптированы под российскую действительность.<BR>"Компаниям, которые будут участвовать в проекте, мы предложим общую информацию о корпоративном управлении, ознакомим с ситуацией. Дальше каждая компания сможет выбрать то, что нужно именно ей, актуально для нее.<BR>Занятия будут как групповые, так и индивидуальные. Если тема конкретного занятия актуальна для нескольких компаний, то будет группа, если же она сугубо специфическая, то мы организуем индивидуальное обучение.<BR>Конечно, если компания попросит обучить 30 человек, мы не сможем этого сделать. От каждой компании мы планируем обучать по два человека. Скорее всего, это будут директор по работе с персоналом и член совета директоров или корпоративный секретарь. Потом они сами донесут информацию до своих коллег", -- говорит Алла Винник.<BR><BR><B>Предварительная информация</B><BR>"Наши предварительные исследования показали, что такая программа нужна компаниям, потому что глобальных программ по корпоративному управлению в стране практически не существует. А многие из этих компаний даже не знакомы с Кодексом корпоративного управления, никогда не слышали о нем, -- продолжает она. -- Некоторые компании, в которые мы обращались, спрашивали: а где этот кодекс можно достать, чтобы почитать? Эти сведения -- уже результат для нас".<BR>Есть положительная сторона: 90% компаний говорят о том, что у них есть заявление о миссии или внутренний кодекс делового поведения. Становится ясно, что некоторые вещи вполне понятны. Однако понимать их мало, надо чтобы они работали. Создали, написали, повесили на доску, заставили заучить -- а дальше что? Неизвестно, а были ли какие-либо изменения -- после нововведений?<BR><BR><B>Четкое представление</B><BR>Кандидаты на участие в проекте рассказывают о недостатке информации о корпоративном управлении на других предприятиях и надеются получить ее в рамках проекта.<BR>Олег Жуков, начальник отдела бизнес-планирования ОАО "Севкабель", сообщил, что завод решил участвовать в проекте. "Мы хотим получить четкое представление о том, как работают другие предприятия, как они разрабатывают кодексы корпоративного управления. К тому же у нас есть определенные планы по корпоративному строительству".<BR>ОАО "Приборостроительный завод "Вибратор" также подало заявку на участие в проекте. "Мы ждем от него новых знаний, потому что собираемся в скором времени позиционироваться не как локальный, а как региональный бренд, -- говорит Константин Бинько, заместитель директора по маркетингу и сбыту ОАО "Приборостроительный завод "Вибратор". -- Надеемся, что участие в проекте позволит нам привлечь новых крупных партнеров, например таких, как "Газпром". Чтобы их привлечь, мы должны соответствовать их уровню и иметь возможность гарантировать качество своей продукции.<BR>Даже если мы не пройдем конкурсный отбор, мы все равно будем воплощать в жизнь программу открытости, которая была утверждена акционерами, советом директоров. Но это уже будет медленнее и за свои деньги".<BR><BR><B>Для участия в проекте необходимо</b>:<BR><ul><li>Быть ОАО или ЗАО, которое собирается стать ОАО <BR> <li> Хотеть изменить политику корпорации<BR><li> Заполнить анкету на сайте <BR><li> Пройти конкурсный отбор</ul><br>