Ленинградская область on sale

Правительство страны отказалось получать дополнительные доходы от приватизации

<B>Правительство страны отказалось получать дополнительные доходы от приватизации</B><BR>"ДП" продолжает публиковать список федеральных активов и предприятий, подлежащих приватизации в 2004 г. По оценке "ДП", федеральный центр мог бы выручить от данной программы приватизации гораздо больше средств, если бы ему удалось скооперироваться с регионами и если бы была разработана программа управления пакетами акций.<BR><BR>В предыдущем номере "ДП" (№154/03, www.dp.ru) опубликовал список государственных пакетов акций (от 20% уставного капитала и более) петербургских АО и список ФГУПов, подлежащих приватизации в 2004 г. В этом номере мы публикуем выставляемые на продажу пакеты акций петербургских АО размером менее 20%. А также приватизируемые активы Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. Информация о приватизируемом имуществе всего Северо-Западного региона будет размещена на Интернет-сайте "Делового Петербурга" -- www.dp.ru.<BR><BR><B>Неповоротливая система</B><BR>Пока Правительство РФ решало судьбу принадлежащих государству акций, в ряде предприятий эти пакеты были размыты до микроскопических размеров и соответственно принципиально упали в цене. Проблема (для государства) заключалась в неповоротливости всей системы. Если владельцы АО решили провести эмиссию акций, то де-факто государство-акционера нужно было бы предупреждать об этом года за 2, чтобы в бюджете соответствующего года появилась отдельная строка. Вдобавок Министерству имущественных отношений РФ пришлось бы пройти длительную процедуру объяснения целесообразности участия государства в этой эмиссии (без процедуры строку не включат в бюджет). В итоге государство попросту не успевало участвовать в размещении дополнительных акций.<BR>К примеру, в августе 2002 г. была проведена эмиссия акций ОАО "Санкт-Петербургская авиаремонтная компания" ("СПАРК"), в результате которой доля Мингосимущества РФ сократилась с 19,98% до 0,05% (см. "ДП" №138, 220/02). Тогда в юридическом отделе "СПАРКа" сообщили, что около 20% акций предприятия, находящихся ранее в госсобственности, по плану приватизации должны были быть переданы смежным предприятиям. Но эти планы не реализовались, а пакет акций продолжал оставаться на балансе государства. Впрочем, как отметили на предприятии, "СПАРК" не испытывал какого-то давления со стороны этого собственника, но и сотрудничество не развивалось. При этом государство имело возможность реализовать свой пакет -- такие предложения в свое время поступали от акционеров. В итоге когда государство решило реализовать свои акции -- их цена приблизилась к нулю. За эти годы контроль над предприятием установил председатель совета директоров компании Юрий Борисов.<BR>В России "СПАРК" является лидером в своей отрасли по ремонту гражданских модификаций вертолетов МИ-8, а также КА-32 и МИ-8МТВ, занимая, по экспертным оценкам, около 40% рынка. При этом петербургская компания опережает ближайшего конкурента -- ОАО "Новосибирский авиаремонтный завод" -- в 1,5-2 раза. Годовой оборот ОАО "СПАРК" составляет около $12 млн.<BR>Другой пример. Государство выставило на продажу 24,99% акций ОАО "Санкт-Петербургский завод Элеватормельмаш" (см. "ДП" №154/03). Параллельно этому процессу совет директоров компании принял решение о дополнительной эмиссии акций, которая будет проведена по закрытой подписке в пользу гражданина Мавренко В.А. В результате допэмиссии доля государства сократится примерно до 3%.<BR><BR><B>В одиночку</B><BR>Также федеральные чиновники в этой программе приватизации не проанализировали возможность консолидированной продажи пакетов акций, находящихся как в федеральной, так и в региональной собственности. За счет объединения с регионами синергетический эффект от продажи мог принципиально увеличить размер сделки.<BR>К примеру, в июле этого года на аукционе был продан за 33 млн рублей 40,59%-ный пакет акций ОАО "Ленинградсланец", находящийся в собственности Мингосимущества РФ (см. "ДП" №124, 138/03).<BR>Другим крупным совладельцем ОАО "Ленинградсланец" является правительство Ленобласти, в собственности которого находится 20%-ный пакет акций. Правительство Ленобласти прилагало много усилий для консолидации федерального и областного госпакетов. В случае объединения продавался бы контрольный пакет предприятия, а не блокирующий. Однако правительство РФ отклонило предложение области.<br><br><strong>Таблицы в формате pdf</strong><br><br>