Группа "Катод" усиливает заряд

Петербургская группа "Катод" рассчитывает стать крупнейшим производителем аккумуляторов в России

<BR><BR><B>Петербургская группа "Катод" рассчитывает стать крупнейшим производителем аккумуляторов в России</B><BR>Летом этого года группа "Катод" запускает два проекта --<BR><B>в Петербурге и Узбекистане, -- что позволит компании войти</B><BR>в пятерку крупнейших российских производителей аккумуляторов.<BR><BR>Новые мощности "Катода" позволят выпускать около 1,5 млн аккумуляторов в год, минимальная потребность российского рынка -- 7 млн штук в год.<BR><BR><B>Европейская дружба</B><BR>Первый проект НПО "Катод" осуществляет в сотрудничестве со своим стратегическим партнером концерном Varta-Bosch, с которым достигнута договоренность о производстве аккумуляторных батарей марки Varta в Петербурге. Речь идет об осуществлении сборки и формировки (см. врезку) аккумуляторных батарей. Этот проект потребует установки в Петербурге только сборочной линии, т.к. формировочное оборудование уже функционирует на площадях "Катода" с 2001 года. Инвестиции в проект сборки составят около $3 млн, а проектная мощность линии -- 500 тыс. аккумуляторов в год.<BR>По словам Светланы Прусовой, директора арт-имидж-центра ЗАО "НПО "Катод", проект организации линии по сборке аккумуляторов Varta пока не оформлен как отдельное юридическое лицо. В настоящее время рассматриваются два организационных варианта.<BR>Первый -- создание совместного предприятия с контрольным пакетом (51%) акций у компании Varta AG. В этом случае оборудование сборочной линии будет внесено в качестве вклада в уставный капитал.<BR>Второй вариант -- это 100%-ное российское предприятие в рамках ЗАО "НПО "Катод" или специально созданной компании. Такой вариант является для НПО "Катод" приоритетным. В этом случае оборудование будет поставлено в лизинг.<BR>Компанию Varta с НПО "Катод" связывают давние партнерские отношения. "Катод" является крупнейшим продавцом аккумуляторов Varta в России.<BR>Доля продукции Varta в объеме продаж "НПО "Катод" в России составляет около 30%, а доля НПО "Катод" в реализации продукции Varta в России составляет примерно 50%.<BR><BR><B>Дорога на юг</B><BR>В августе 2003 года на площадях совместного узбекско-американского предприятия "УзЭксайд" в г. Джизак (Узбекистан) начнется производство аккумуляторных батарей под маркой "Катод". Проектная мощность завода составит 1 млн АКБ в год. По словам Светланы Прусовой, на этот уровень завод планирует выйти к середине 2004 года.<BR>Учредителями СП "УзЭксайд", созданного в 1999 году, являются ассоциация предприятий автомобилестроения "Узавтосаноат" и АО "Джизакаккумулятор" c узбекской стороны и корпорация Exide (США). Ранее завод "Джизакаккумулятор" производил принципиально другие источники питания -- щелочные батареи. Для строительства на его площадях производства никель-кадмиевых аккумуляторов и было создано СП "УзЭксайд".<BR>Изначально планировалось, что завод будет выпускать аккумуляторы под торговыми марками американской корпорации. Однако сотрудничество с Exide уперлось в финансовые проблемы. Подробности этого не разглашаются.<BR>Во второй половине 2002 года к строительству завода "УзЭксайд" подключились по приглашению правительства Узбекистана компании "Евразия Транс Лимитед" и НПО "Катод". Владельцы первой компании являются совладельцами "Катода". По условиям контракта этот консорциум в рамках пусконаладочных работ (ранее это планировал выполнить Exide) должен организовать выпуск аккумуляторов под маркой "Катод" для всех видов автомобильного транспорта. Инвестиции в эту часть проекта составляют $2 млн. Общая стоимость строительства завода составляет $60 млн. По словам специалистов "Катода", контракт рассчитан до весны 2004 года. Но руководство консорциума ведет переговоры о долгосрочной эксплуатации завода и выкупе контрольного пакета акций.<BR><BR><B>Мнение конкурентов</B><BR>Основными конкурентами НПО "Катод" на российском рынке являются ООО "Востсибаккумулятор", ООО "АкТех", ОАО "Тюменский аккумуляторный завод" и ЗАО "Подольский аккумуляторный завод".<BR>Как сообщила Екатерина Попова, специалист по маркетингу компании ООО "Востсибаккумулятор", "позиции на отечественном рынке аккумуляторных батарей, которые НПО "Катод" занимает сейчас, достаточно крепки". "При хорошо развитой сбытовой сети и при грамотной маркетинговой политике реализация данного проекта позволит усилить НПО "Катод" позиции на нашем рынке, -- продолжает она. -- Однако, как мне кажется, занять первое место им будет тяжело, так как остальные компании не будут стоять на месте".<BR>"Наша компания будет стараться также увеличить объемы выпуска, -- говорит Екатерина Попова. -- Если в 2002 году мы выпустили 650 тыс. аккумулятров, то в 2003 году мы планируем выпустить 750 тыс. штук, а в 2004 году мы постараемся выпустить порядка 1 млн штук за счет приобретения нового оборудования и внедрения новых технологий".<BR>В ЗАО "Подольский аккумуляторный завод" называют проект, реализуемый НПО "Катод", "смелым". Об этом заявил Борис Галеня, коммерческий директор ЗАО "Подольский аккумуляторный завод". "Проект, осуществляемый в Узбекистане, заставит активно действовать всех участников на рынке аккумуляторов, -- говорит он. -- А НПО "Катод" займет позиции сильного игрока, с которым надо считаться. Что касается технического аспекта, то технология, которую они применяют, не совсем наша, и потому может возникнуть вопрос, как хорошо будут работать эти аккумуляторные батареи зимой".<BR><BR><B>Емкость рынка</B><BR>По словам Елены Терещенко, заместителя начальника отдела департамента автотранспорта Минтранса РФ, на 2002 год парк автомобилей в РФ составил 25,4 млн единиц. Из них легковые автомобили -- 20,3 млн штук. В среднем, около 30% легковых автомобилей ежегодно требуют замены аккумулятора. Таким образом, минимальная потребность российского рынка в новых аккумуляторах составляет 7 млн единиц. По оценке отдела маркетинга "Катода", минимальная потребность российского рынка в аккумуляторах составляет 10 млн штук. Потребность в аккумуляторах автомобилестроительной промышленности РФ составляет более 1 млн штук (см. диаграмму).<BR><BR><B>Определение</B><BR>Формировка -- это основной электрохимический процесс, от правильного выполнения которого зависят пусковые характеристики и срок службы аккумулятора. Во время этого процесса происходит электрохимическое формирование кристаллической структуры активных материалов положительного и отрицательного электродов, обеспечивающей, при прочих равных условиях, в течение многократных зарядов и разрядов требующиеся от аккумулятора пусковые характеристики и срок службы.