На Пулковском шоссе "Лето" закончилось

Новые собственники предприятия рассматривают стратегию перевода ЗАО "Лето" в Ленобласть

<div align="right"></div><br><B>Новые собственники предприятия рассматривают стратегию перевода ЗАО "Лето" в Ленобласть</B><BR>Собственники сельскохозяйственного ЗАО "Лето" договорились о продаже земли предприятия. Начаты поиски претендентов на наиболее "сладкий" участок площадью 54 га.<BR><BR>Несмотря на продолжающиеся заявления о сохранении сельскохозяйственного бизнеса "Лета", ранее враждовавшие совладельцы признают, что развивать сельское хозяйство в пределах города нерентабельно. Это может служить косвенным подтверждением возможной продажи оставшихся 126 га земли.<BR>В сети интернет уже появился сайт проекта "Взлетная полоса", на котором выставлен на продажу участок земли "Лета". В качестве менеджера проекта выступает компания "Империя-Девелопмент", которая в альянсе с холдинговой компанией "Фаэтон" контролирует (в пропорции 50/50) около 40% акций ЗАО "Лето".<BR>"Эта земля компании используется нерентабельно, поэтому ее нужно продавать, -- заявил "ДП" Игорь Цвирко, начальник управления развития ХК "Фаэтон". -- А сельскохозяйственный бизнес "Лета" переносить в Ленобласть". К примеру, холдинг рассматривает возможность получения в управление Кировской ГРЭС в Ленобласти. По словам Сергея Снопка, председателя правления и совладельца ХК "Фаэтон", это позволит выстроить технологическую цепочку в сельхознаправлении холдинга. ГРЭС будет получать в качестве топлива торф, который добывается дочерними компаниями холдинга. Если сельхозпредприятие разместить рядом с ГРЭС, то оно будет обеспечено дешевой электроэнергией (с помощью которой можно будет отказаться от растущего в цене газа), а ГРЭС получит стабильный рынок сбыта. Доставка овощей будет осуществляться силами существующей в холдинге автотранспортной компании.<BR>"Фаэтон" недавно зарегистрировал компанию "Торговая компания "Лето" (юридически не связана с ЗАО "Лето". -- А.Е.), целью которой является развитие сельскохозяйственного направления в холдинге, а также позиционирование на рынке в качестве компании "Лето".<BR>По словам Михаила Снопка, начальника управления стратегии, ,бизнеса ХК "Фаэтон", инвестиции в проект "ТК "Лето" в 2003 году составят 100 млн рублей, ожидаемая прибыль по итогам года 60 млн рублей. "Сейчас ведутся переговоры о приобретении 8 хозяйств, -- рассказывает Михаил Снопок. -- Если переговоры не увенчаются успехом, инвестиции на их приобретение будут направлены на кредитование хозяйств под урожай". В "Фаэтоне" уже разработана модель эталонного сельхозпредроиятия. По этой модели предприятие должно включать в себя: 150 га посевных площадей под картофель, 100 га под овощи и 900 голов скота (основное стадо). При этом урожайность картофеля должна быть 180 ц/га (для сравнения в Ленобласти в 2002 г. показатель составил 171 ц/га ), овощей 310 ц/га, среднегодовой надой 6000 кг с коровы (в 2001 г. в Ленобласти -- 5240 кг с коровы), среднесуточный привес молодняка -- 0,6 кг в сутки. По данным специалистов "Фаэтона", Ленобласть является лучшим субъектом РФ по показателю урожайности картофеля и овощей. Рынок картофеля в Петербурге и Леонбласти составляет 700 тыс тонн в год. При этом в Ленобласти производится только 79% потребляемого рынком картофеля.<BR>"Появление "Торговой компании "Лето" -- это в стиле Хильченко (Владимир Хильченко, президент и совладелец холдинга "Фаэтон". -- А.Е.), -- говорит Кирилл Рагозин, совладелец алкогольной компании "Веда" (группа компаний "Веда" в альянсе с менеджментом "Лета" контролирует 60% акций). -- Он думает, что хитрее всех. Слово "лето" нельзя зарегистрировать как торговую марку, так же, как слова Москва, Лондон. После появления ТК "Лето" он, естественно, попытается зарегистрировать торговую марку, зная, что у нас она не зарегистрирована. Только для этого он и создал торговую компанию, так как торговать овощами он не собирается. А если и соберется, то монополистом по продаже продукции ЗАО "Лето" он не будет. Только на общих основаниях, как и все покупатели".<BR><BR><B>Развитие и продажа</B><BR>"Когда мы покупали акции, то мы не говорили, что не будем продавать землю, -- рассказывает Юрий Васильев, председатель совета партнерства "Экономическая палата Северо-Запада" (выступает на стороне "Веды". -- А.Е.). нас интересует развитие предприятия. Сделав анализ, все стороны пришли к выводу, что необходимы очень большие затраты. В размере $150-200 на м2. Сейчас средняя доходность предприятия около 20%, но этого не хватает на покрытие всех расходов. Поэтому мы будем продавать или передавать все непрофильные активы -- дома, детский сад и др. Некоторое время назад совет директоров принял решение о том, что реализацией 54 га, о которых идет речь, займется "Империя", они обещали сделать это за 2-3 месяца, но у них до сих пор вот уже в течение полугода ничего не получается".<BR>"Земля -- это актив, но если она недостаточно хорошо работает, то превращается в мощнейший пассив, -- считает Владимир Авигдор, заместитель генерального директора ЗАО "Лето" (работает в интересах "Веды"). -- Сейчас ее эффективность настолько низка, что мы поняли -- если не сократить площади компании вполовину, то инвестиций на развитие тепличного хозяйства не хватит. Продав же землю, мы вдвое сократим издержки".<BR><BR>Кусок №1<BR>Как заявил "ДП" Кирилл Рагозин, "Веда" получила разрешение Антимонопольного комитета на приобретение 51,8% акций ЗАО "Лето". До этого данный пакет контролировался аффилированными с "Ведой" структурами.<BR>По прогнозам, контрольный пакет акций будет оформлен либо на ЗАО "Веда", либо на другую компанию группы до конца февраля этого года.<BR>На вопросы о продаже 54 га земли Кирилл Рагозин отвечает довольно туманно, так как пока еще не подготовлена концепция развития ЗАО "Лето", но факт ведения переговоров со своей стороны он также подтвердил.<BR>"Мы, как владельцы контрольного пакета акций ЗАО "Лето", против продажи земли, мы будем продавать только ту землю, которая не используется под производство, -- заявил Кирилл Рагозин. -- Полностью мы продавать не будем, продадим только те кусочки, которые не используются под производство. Они не нужны, так как нам за них приходиться платить налоги. А то, что "Фаэтон" с "Империей" решили все там продать... Как они могли это решить без нас? Эти Хильченко и Цвирко мне вообще надоели, интригуют постоянно что-то. Мы, наоборот, блокируем их, не даем "Лето" растащить. Вот и все. Мы продаем только непрофильные активы, а не те объемы, которые им бы хотелось".<BR>Причиной колебаний по поводу будущего компании "Лето" в топ-менеджменте "Веды" называют отсутствие концепции развития сельхозпредприятия, которая будет готова лишь к маю 2003 г. "Только к этому времени мы поймем, что нужно сокращать, что продавать, что дает прибыль, что нет, -- рассказывает Кирилл Рагозин. -- Сейчас мы проводим аудит. С советских времен это поле 180 га что-то производило. А в какую сторону -- плюс, минус -- никто не знает. Учет велся на коленке".<BR>"По поводу продажи 54 га земли -- действительно, такое решение было, но мы еще экономически не уверены, что надо это делать, -- продолжает он. -- Когда мы сократим количество урожая, то предприятие может стать убыточным. Да, по итогам работы "Лета" в 2002 году предприятие убыточно, но убытки могут возрасти от продажи этой земли.<BR>Мы ведем переговоры по продаже этих 54 га, но мы не приняли для себя внутреннего решения. Вопрос -- за какие деньги мы будем продавать? Полностью продавать, наверное, не будем. У нас, как у контрольного акционера, нет конкретного понимания вопроса, и будет оно только к концу мая. Сейчас мы ведем разведку боем: что тут дают, что здесь. Может, мы будем сами инвесторами".<BR>Глава "Веды" считает, что ранее озвученная в прессе цена за 54 га в размере $52 млн -- это слишком мало "для такого куска".<BR>"Другого такого куска земли в Петербурге нет, -- говорит он. -- Перемычка между Киевским и Московским шоссе. С точки зрения организации отгрузки это локация №1 для гипермаркетов. К нам уже приходил "Рамстор", к нам приходили крупные европейские девелоперы, были переговоры с крупными мебельными операторами (по данным "ДП", также в переговорном процессе участвовал германский фармацевтический концерн Bayer, который ищет площадку под логистический центр. -- А.Е.). Мы не будем продавать за 3 копейки под какие-то маленькие магазины. У нас есть планы совместного с "Рамстором" участия в строительстве гипермаркета. Но это все на стадии обсуждения". В перемычке между киевским и московским шоссе расположены оставшиеся 126 га земли ЗАО "Лето". Если Кирилл Рагозин не оговорился, то это означает, что переговоры ведутся по продаже всей земли компании.<BR><BR><B>Трехлетняя разведка</B><BR>В "Веде" считают, что сельскохозяйственное обременение земли не является помехой реализации на ней других коммерческих проектов.<BR>"По закону если земля является сельскохозяйственной, то на ней можно строить сельскохозяйственные объекты и промышленные объекты, включая гипермаркеты, -- рассказывает Кирилл Рагозин. -- Если же ты хочешь строить на этой земле жилье, то ее надо перепрофилировать. В этом проблемы нет". По словам руководства компании, вся земля находится в собственности ЗАО "Лето". Ее оформление было завершено с приходом новых владельцев компании.<BR>"По левой стороне (участки 71 га и 44,9 га) нам поступает очень много предложений о жилищном строительстве, но мы пока не идем на это, -- говорит Кирилл Рагозин. -- Нас сдерживает вопрос, а что же делать тогда с бизнесом компании".<BR>Нынешних совладельцев сдерживает то, что демонтаж существующих теплиц принципиально дороже строительства с нуля новых в Ленобласти.<BR>Существующие теплицы, как говорят специалисты "Веды", созданы по технологии старого поколения. Создание теплиц с новыми технологиями, с помощью которых можно повысить урожайность, стоит слишком дорого. "Рано или поздно мы придем к необходимости перевода "Лета" в Ленобласть на новые технологии, -- считает Кирилл Рагозин. -- Используемый сейчас для обогрева хозяйства газ постоянно дорожает, через несколько лет из-за этого овощи будут по цене золотыми. Существующие сейчас теплицы дырявые и теряют очень много тепла.<BR>Но пока речи о переводе бизнеса "Лета" в область нет, сейчас идет разведка, и продлиться она может 3-4 года. Для того чтобы "Лето" за этот период не приносило нам убытков, мы к следующему году выведем его на слабую рентабельность -- 5-6%. Все понимают, что для переезда в Ленобласть на новые технологии нужны очень крепкие деньги. А чтобы они появились, нужно землю как следует продать".<BR>