00:0021 октября 200200:00
18просмотров
00:0021 октября 2002
Некоторые управленцы периодически заглядываются на нижестоящие рабочие места, аргументируя свой здоровый интерес разными соображениями.
<BR><BR>Некоторые управленцы периодически заглядываются на нижестоящие рабочие места, аргументируя свой здоровый интерес разными соображениями.<BR><BR>Управленцы и собственники стремятся участвовать в локальных проектах или же уходить "на дно" на день-другой, по сути, с одной целью. Чтобы быть ближе к жизни, почувствовать на своей собственной шкуре, что же компания продает, и вообще нужно ли "оно". Еще римские императоры брали за моду переодеваться и проводить маркетинговые исследования на предмет лояльности потребителей к своим решениям.<BR><BR><B>Верхи, наконец, хотят</B><BR>Одна из проблем, с которой сталкиваются менеджеры многих компаний, -- транзакционные издержки при передаче внутрикорпоративной информации. "Длительное время занимая свою должность, руководитель начинает терять связь с реальностью: дает распоряжения, во многом неадекватные и основанные только на входящей информации от своих сотрудников, которую те, в свою очередь, могут сознательно или неосознанно искажать", -- считает Виталий Антощенко, президент ЗАО "Объединенная консалтинговая группа".<BR>Чтобы преодолеть такое, вполне естественное, развитие событий, в "Объединенной консалтинговой группе" разработали новые корпоративные принципы управления, предназначенные для руководителей высшего и среднего звена. Каждые 3 года руководитель обязан работать на нижестоящей позиции с другим продуктом или услугой. Период "переквалификации" длится 7 месяцев, за который управленец несет ответственность за конечное количество функций новой позиции.<BR>Сам Виталий Антощенко сейчас занимает должность руководителя отдела аудита и финансов, а руководитель отдела регистрации в данный период времени выполняет функции руководителя направления. По мнению Виталия Антощенко, это нововведение со сменой должности помогает управленцу не только быть постоянно в курсе последних изменений на рынке, но и лучше узнать продукт, напрямую общаясь с клиентом, а не только получая сведения из отчетов своих подчиненных.<BR><B>Длинные руки</B><BR>Иногда компании практикуют "уход в народ" в режиме обучения. Например, в АОЗТ "НПО "Катод" некоторое время назад было организовано погружение менеджеров по продажам, работающих по обыкновению в офисе, в розничные магазины, где они день отбывали "трудовую повинность" в качестве продавца. Чтобы замотивировать менеджеров, им предложили посоревноваться в новом качестве. Правда, больше реальных продавцов никто в итоге не продал.<BR>"Розничный магазин, самый близкий к потребителю элемент структуры, лучше всех может представлять себе потребности покупателя, -- объясняет генеральный директор НПО "Катод" Валерий Черняк. -- После эксперимента менеджеры многое для себя почерпнули как со стороны ценообразования и ассортимента, так и со стороны мероприятий по сопровождению продаж. Конечно, информацию можно было бы получить и путем раздачи анкет в магазинах. Но чтобы прийти к анкетам, ведь тоже нужно было оказаться у прилавка".<BR><BR><B>В гуще событий</B><BR>По мнению менеджеров, необязательно, чтобы руководитель выполнял работу лучше подчиненного -- но, как минимум, он должен точно понимать, чем тот занимается.<BR>В ЗАО "Группа Ангстрем" недавно было проведено исследование в целях правильного моделирования корпоративной культуры, изучения психологического климата и выработки рекомендаций по улучшению условий труда сотрудников. Исследование начали с производства. Чтобы заключения не были умозрительными, директор по персоналу Елена Соболева сама встала к конвейеру и проработала смену фасовщицей. "Я узнала о многих особенностях работы: от того, какие нагрузки на какие группы мышц приходятся, до того, что нужно делать, чтобы люди не болели", -- рассказывает Елена Соболева.
<BR>Так в компании пришли к решению о создании теплой и просторной комнаты для отдыха: работая до "седьмого пота" и выходя курить на холодную улицу, рабочие рискуют своими легкими. На производство был куплен магнитофон, скрашивающий монотонный труд фасовщика.<BR>"Кроме того, я сформулировала для себя образ человека, который мог бы работать на такой позиции: труд специфический, монотонный", -- продолжает Елена Соболева.<BR>Результаты исследований повлияли и на изменение зарплаты, ее повысили на 15%, также была введена система премий, в частности за количество отработанных смен. "Что очень существенно, рабочим было приятно внимание со стороны руководства, которое, как оказалось, им не менее важно, чем то, что происходит в компании", -- резюмирует Елена Соболева.<BR>Любопытно, что более низкое положение иногда занимают не только менеджеры среднего и высшего звена, но и сами собственники. К примеру, в одной компании стопроцентный собственник нанял генерального директора, а сам возглавил отдел, отвечающий за развитие компании. Тем самым он освободил себя от "бухгалтерии", за которую перед ним отчитывается генеральный директор, и занялся фактически тем, к чему приходят многие собственники, то есть стратегическим развитием. Но, в отличие от многих, изучая ситуацию изнутри, а не сверху. Небезынтересно также, что никто, кроме нескольких посвященных, не знает, кем на самом деле является данный менеджер.<BR>