Компьютеризация российского рынка ширится кризисам вопреки

Аналитики компьютерного рынка говорят о кризисе, охватившем международный рынок ПК. А российский рынок оргтехники продолжает набирать силу.

<BR><BR>Аналитики компьютерного рынка говорят о кризисе, охватившем международный рынок ПК. А российский рынок оргтехники продолжает набирать силу.<BR><BR>О кризисе западного рынка IT свидетельствуют массовые увольнения сотрудников в крупнейших компаниях Intel, IBM, HP, а также скандалы с WorldCom и Enron. В целом продажи компьютеров в прошлом году по Европе упали почти на 5%, из них в Германии -- на 14,6%, в Великобритании -- на 7,6%. <BR><BR><B>В России все отлично</B><BR>На фоне мирового спада российский рынок ПК продолжает развиваться динамично и стремительно.<BR>По данным экспертно-аналитического центра "СК Пресс", общий объем российского рынка компьютеров в 2001 году составил чуть более 2,4 млн шт., или около $1225 млн в денежном выражении. По сравнению с 2000 годом рынок вырос примерно на 40% (объем продаж ПК -- на 37,7%, ноутбуков -- на 47%, а серверов -- на 44,5%). Эксперты полагают, что в 2002 году рынок вырастет еще на 15% (за первый квартал рост составил около 10%, за второй -- около 18%).<BR>Быстрый рост рынка спровоцирован высоким спросом на компьютерную технику со стороны государственных структур, а также корпоративных потребителей. За счет пятерки ведущих российских компаний ("Формоза", "Аквариус", "Крафтвэй", "Эксимер ДМ", R-Style), участвующих в тендерах на поставку компьютерного оборудования под своими брэндами в головные государственные структуры, формируется отечественный рынок ПК.<BR>Стремительный рост деловой активности в стране и экономический подъем также благоприятно сказываются на формировании компьютерного рынка. В 2001 году наблюдался активный переход многих российских компаний в сектор системной интеграции, подразумевающий комплексный подход в удовлетворении спроса на компьютерную технику и услуги. Динамика компьютерного рынка в первую очередь зависит именно от потребностей корпоративных клиентов.<BR><BR><B>Каждому дому</B><BR>Несмотря на заинтересованность в получении крупных заказов со стороны государства и корпоративных потребителей компьютерщики тем не менее обращают особое внимание на частных потребителей.<BR>За последний год розничная сеть, торгующая оргтехникой, значительно разрослась. Новые магазины открыли практически все ведущие игроки рынка. По данным Компьютерной службы www.320-80-80.ru, компьютерный рынок в этом году заполнен предложением на 90%.<BR>Но активность московских и петербургских продавцов, а также их региональных коллег, практически не повлияла на покупательскую активность населения. По результатам исследований, проведенных компанией "КОМКОН-СПб", в первом полугодии 2002 года только 15,1% от общего количества семей в Петербурге имели домашний компьютер. Если сравнить с первым полугодием 2001 года, то этот показатель увеличился примерно в 1,12 раза.<BR><BR>Путь -- особый,<BR><B>результат -- общий</B><BR>Отечественный компьютерный рынок формируется уже более 10 лет. С самого зарождения рынок развивался практически без участия западных инвесторов. Высокая рентабельность компьютерного бизнеса способствовала образованию большого количества российских фирм в Москве и Петербурге.<BR>К 2001 году российский рынок ПК приобрел черты цивилизованного европейского рынка. Произошла более четкая его структуризация (см. схему).<BR>Теперь российский компьютерный рынок -- практически точная копия западного. Он включает в себя такие звенья, как: компании-производители (вендоры); компании, занимающиеся сборкой компьютеров и одновременно являющиеся дистрибьюторами знаменитых западных брэндов (ОЕМ-операторы); широкопрофильные и нишевые дистрибьюторы; разветвленная дилерская сеть, а также специализированные розничные сети. Среди отечественных производителей ПК- комплектующих можно назвать только "Формозу", единственную компанию, которая выпускает системные платы.<BR><BR><B>Путешествие</B><BR><B>из Петербурга в Москву</B><BR>Основные операторы петербургского компьютерного рынка примерно сходятся в оценках его годовой емкости -- $100-120 млн. Причем в 2002 году в Москве и Петербурге годовой рост рынка будет меньшим, чем в регионах, и составит 5-15%.<BR>Петербургский рынок ПК имеет свою специфику. Его отличие от московского заключается как в емкости и количестве игроков, так и в отсутствии конкуренции со стороны сетей бытовой техники. Крупные московские сети бытовой электроники -- "М. Видео", "Компания МИР", "Электрический мир", "Техносила" -- оттянули от магазинов оргтехники значительное количество покупателей. Объемы продаж ПК, например, в "М. Видео" в 2001 году составили более 20% от общего объема продаж, в "Компании МИР" -- около 11%, а в "Электрическом мире" -- 10%.<BR>У "Техносилы", "М. Видео" и "Электрического мира" заключены договоры с компанией "Эксимер" о продаже ее компьютеров. За три квартала 2001 года через эти московские сети было реализовано 11 тыс. ПК марки "Эксимер". Столичные маркетологи мотивируют выбор места покупки тем, что компьютер превратился в обыденную технику и перестал быть непонятным "конструктором".<BR>Тем не менее на полках этих магазинов можно встретить не только готовые компьютеры и сопутствующую им технику (принтеры, сканеры, цифровые фотоаппараты и т.п.), но и комплектующие от ведущих западных производителей, с которыми сети уже не первый год работают напрямую. "М. Видео" -- с Hewlett-Packard, Intel, IBM, Epson. "Компания МИР" -- с Hewlett-Packard, Epson, Sony, Toshiba. "Электрический мир" -- с Genius.<BR>На петербургском же рынке, по словам его участников, торговые сети бытовой техники не составляют конкуренции торговым сетям оргтехники.<BR><BR><B>На брегах Невы</B><BR>В Петербурге действует более 300 компьютерных фирм разного рыночного веса. Основную массу составляют небольшие "подвальные" фирмы, в которых работает 5-7 человек. Принцип работы подобных компаний основан на ценовом демпинге и предоставлении покупателям более долгого срока гарантии на проданную технику.<BR>Средних компаний, имеющих от двух торговых точек, насчитывается не больше 20. Среди них "Элекон" (шесть магазинов в СПб и Ленинградской обл. и один сервис-центр), "РиМ" (пять магазинов), "Свега+" (четыре магазина), "Алеко" (три магазина), "Хи-Квадрат" (два магазина и один сервис-центр). Они занимаются как розничной торговлей, так и работой с корпоративными клиентами, сетевой и системной интеграцией.<BR>Более 30% петербургского рынка в 2001 году заняли компании "Компьютерный мир", "Компьютер-центр "Кей" и "ЭВМ -- Управляющая компания". Их информативная закрытость не позволяет говорить об объемах продаж и более четком распределении мест на рынке.<BR>Эти компании имеют разветвленную сеть своих магазинов по всему городу (11 -- у "Компьютерного мира", 9 -- у "Кей" и пять -- у "ЭВМ"). Но планируется еще большее увеличение количества магазинов фирменной торговли.<BR>Тройка лидеров петербургского рынка ориентирована на работу как с розничным покупателем, так и с корпоративным. Объем корпоративных продаж занимает четвертую часть от общего объема продаж в компании "ЭВМ -- Управляющая компания"; у "Компьютерного мира" на корпоративных клиентов приходится 40% объема продаж.<BR>Привлечение большего количества покупателей ведется с помощью кредитных программ. Соглашение, заключенное между "Компьютерным миром" и ОАО "Энергомашбанк", позволяет приобретать компьютерную технику в кредит с первоначальной выплатой 30% от стоимости покупки. АОЗТ "Кей" по кредитной программе работает с банком "Русский стандарт", который предоставляет кредит на 6 месяцев. Первоначальный взнос составляет 20%.<BR><BR><B>Московский</B><BR><B>коэффициент рынка</B><BR>Если петербургский рынок оценивается в $100-120 млн, то емкость московского компьютерного рынка значительно выше -- $400 млн -- и составляет примерно треть от всего российского рынка. Крупнейшие столичные операторы рынка и прямые дистрибьюторы делают ставку на работу с корпоративными клиентами и государственными структурами. Также они проявляют заинтересованность в своем участии в Федеральной целевой программе "Электронная Россия", в рамках которой за 9 лет будет израсходовано $2,5 млрд бюджетных средств.<BR>По итогам первого полугодия 2002 года московская пятерка лидирующих компаний не изменилась. Суммарный объем продаж компаний "Формоза", "Аквариус", "Эксимер ДМ", "Крафтвэй", R-Style за 6 месяцев 2002 года увеличился примерно на 100% по сравнению с первым полугодием 2001 года.<BR>Особенностью московского рынка ПК является наличие у каждого крупного оператора собственной производственной базы, выделенной в отдельное подразделение компании. Кроме того, на заводе "Квант" (Зеленоград, Московская обл.), не относящемся ни к одной компьютерной компании, производственные мощности позволяют производить более 800 тыс. brand-name компьютеров в год. В ноябре 2001 года компания Fujitsu- Siemens Computers собрала на заводе опытную партию в 3000 компьютеров.<BR><BR><B>Выбор народа</B><BR>Согласно опросу, проведенному "ДП" в августе этого года среди 225 крупных петербургских предприятий и организаций, большинство респондентов предпочитают ПК отечественных производителей. Причем компьютеры no-name при более низкой стоимости по качеству и производительности вполне сравнимы с компьютерами brand-name.<BR>По количеству предложений наиболее популярными являются компьютеры на базе процессора Celeron и Intel Pentium IV. Их суммарная доля на рынке составила больше 50% (см. табл.).