Судостроители создают электронную модель корабля

В ОАО "Балтийский завод" разрабатывают пилотный проект по строительству кораблей с использованием CALS-технологий.

<BR><BR>В ОАО "Балтийский завод" разрабатывают пилотный проект по строительству кораблей с использованием CALS-технологий.<BR>Проект реализуется в кооперации с государственными, военно-морскими, научными и отраслевыми организациями. Новые технологии предусматривают создание структуры электронной информационной модели корабля, электронного обмена данными в процессе всего жизненного цикла судна -- от начала проектирования до утилизации между всеми участниками процесса -- от проектантов до владельца, логистики приобретения и эксплуатации с использованием информационной модели, создания и использования электронных технических руководств. "Информация создается один раз, но в эту электронную модель конкретного судна с течением времени вносятся изменения. Например, в результате модернизации вооружения корабля", -- говорит заместитель начальника технического центра проектирования судов Сергей Киланов.<BR>Первыми судами, которые построит ОАО "Балтийский завод" применяя CALS-технологии, станут три корабля для ВМФ Индии. Этап проектирования уже внесен в электронную модель, сейчас кодируют этапы строительства, далее создадут элементы эксплуатации судна. "Новая для нас тема -- утилизация корабля, процесс, который тоже должен лечь в электронную модель", -- говорит Сергей Киланов. По его словам, объем бумажных документов, которые бы отправили индийским заказчикам вместе только с одним кораблем, составил бы два железнодорожных вагона. "Теперь документация приобретет электронный вид и будет интегрирована в единую информационную систему, которая может быть доступна и проектантам, и поставщикам оснащения, и ремонтникам и т.п.", -- описывает нововведение Сергей Киланов.<BR>Учитывая, что CALS- технологии применяются для строительства военной техники (корабли, самолеты), электронная модель корабля оснащена необходимыми средствами безопасности. "Ограничение допуска к информации достигается обычными организационными и техническими методами. Ничего нового пока не придумали. Однако сам переход к электронной модели корабля поможет избежать традиционных ранее проблем из-за невозможности оперативного доступа к документам, их потерям и т.п", -- считает начальник технического центра проектирования судов Александр Петухов. По его словам, применение CALS-технологий снижает эксплутационные затраты корабля до 40-50%.<BR>Для перевода документов в электронную версию ОАО "Балтийский завод" применяет комплексное решение Xerox.<BR>Уже закуплено и смонтировано оборудование на $0,5 млн.<BR><BR><B>Стандарты CALS-технологий</B><BR>(Continuous Acquisition and Life Сycle Support) -- технологии сквозной компьютерной поддержки продукции на всех этапах ее жизненного цикла. Современный подход к внедрению и использованию CALS-технологий предполагает реализацию этих технологий в следующих сферах:<BR><B>интеграция всех этапов жизненного цикла объекта на основе электронных моделей и представлений, используемых на каждом этапе</B><BR><B>информационная поддержка процессов на всех этапах жизненного цикла</B><BR><B>применение международных стандартов для интеграции данных и их использования</B><BR>организация выполнения проектов совместно с партнерами в соответствии с концепцией "виртуального предприятия".<BR>Министерство промышленности, науки и технологии РФ, Россудостроение, ВМФ РФ, ФГУП "Рособоронэкспорт" при проддержке правительства Петербурга приняли "Решение об организации работ по внедрению технологий информационной поддержки жизненного цикла изделий в отечественном судостроении". Это решение объединяет усилия предприятий, конструкторских бюро и институтов и предполагает реализацию пилотных проектов на базе ГУП "Адмиралтейские верфи" и ОАО "Балтийский завод".