00:0028 марта 200100:00
14просмотров
00:0028 марта 2001
Всего за 5 лет в сознании россиян произошел переворот. Потребитель, раньше пивший воду из-под крана, теперь покупает ее в магазинах.
<BR><BR>Всего за 5 лет в сознании россиян произошел переворот. Потребитель, раньше пивший воду из-под крана, теперь покупает ее в магазинах.<BR>Производители и поставщики останавливаться на этом не намерены. Их цель - довести уровень продаж питьевой воды до европейского уровня.<BR><BR><B>Жаждой единой</B><BR>Петербургский рынок питьевой воды растет с каждым годом. В числе факторов, влияющих на рост, - ухудшение экологической обстановки и повышение благосостояния.<BR>10 лет назад чистой водой не торговал никто. Более того, были популярны даже телесюжеты на тему "Их нравы". Журналисты иронизировали над тем, как японцы или французы покупают чистую воду в магазинах. Единственное, с чем могли смириться россияне, - это минеральная вода, которую пили "для здоровья".<BR>Эту российскую особенность использовала, кстати, PepsiCo. Компания представила на рынок газированную питьевую воду под торговой маркой Aqua Minerale.<BR>Сейчас уговаривать никого не надо. Потребитель привык к питьевой воде. Происходит даже некоторая путаница в понятиях.<BR>Поэтому маркетологи предпочитают изучать питьевую и минеральную воду вместе. Как, например, в последних исследованиях компаний СНИЦ и "Той-Опинион".<BR><BR><B>Жара повышает продажи</B><BR>Рынок воды подвержен сезонным колебаниям, что естественно для петербургского климата. Столбик термометра напрямую связан с продажами. Потребители минеральной воды руководствуются медицинскими показаниями.<BR>Как говорит директор по маркетингу ЗАО "Той-Опинион" Алексей Кропотов, сезонное падение спроса в меньшей степени затрагивает марки "Боржоми", "Ессентуки", "Нарзан", и в большей степени - марки "Росинка", "Полюстрово", Aqua Minerale и Bon Aqua. <BR>По данным компании "Той-Опинион", в августе 2000 года минеральную и питьевую воду не реже раза в неделю покупали около двух третей всех потребителей. В январе 2001 года - только одна треть. <BR>Покупателей, совершающих покупки не реже 1 раза в неделю, можно отнести к категории активных потребителей. В августе размер группы активных потребителей составлял около 1,1 млн человек. В январе - примерно 500 тысяч. Абсолютное число постоянных покупателей в январе по сравнению с августом уменьшилось более чем в 2 раза. <BR>На фоне сезонных колебаний спроса особенно заметно, как изменилось отношение петербуржцев к питьевой воде. По данным СНИЦ, в январе 2001 года недельный объем покупок воды в 1,5 раза превышал уровень мая 1997 года. Другими словами, в самый "провальный" с точки зрения продаж месяц теперь петербуржцы пьют больше, чем в "пиковый" период несколько лет назад. <BR><BR><B>5 галлонов</B><BR>Весьма динамично развивается услуга по доставке питьевой воды в офисы. В Петербурге сейчас работает около десятка компаний, занимающихся поставками питьевой воды в большой таре (как правило, это 18,9 литра, или ровно 5 галлонов). Из самых активных компаний - ООО "НПФ ТSV", ООО "Водный мир", ЗАО "Чистая вода", ООО "Мир напитков", OOO "Гидротехнология". Развивает это направление и ЗАО "Полюстрово".<BR>Компании предлагают в основном очищенную водопроводную воду, реже - ключевую. В контракт, как правило, входит прокат оборудования - аппаратов для нагрева и охлаждения воды, электрический и механический насосы, поставка посуды, кофе и чая.<BR> "В 1993 году, когда мы начинали предлагать свои услуги, о доставке воды в офисы знали только иностранцы, - вспоминает руководитель отдела продаж и маркетинга ЗАО "Чистая вода" Алевтина Смолькова. - Сейчас потенциальным клиентам уже ничего не надо объяснять".<BR>Емкость этого сегмента рынка составляет сейчас более 450 тыс. литров в месяц. "Перспективы рынка огромны, - считает коммерческий директор ООО "Водный мир" Павел Венков. - Сейчас на регулярной основе питьевую воду покупают лишь 3-5% жителей города. Однако люди уже не удивляются, что за воду надо платить". По прогнозам Павла Венкова, темпы роста "офисного" сегмента петербургского рынка питьевой воды составят не менее 30% в год.<BR>С ним соглашается и генеральный директор ЗАО "Эко-Атом" Семен Садовский. Он ссылается на зарубежный опыт. <BR>Питьевую воду, по его словам, регулярно покупают 94% западных потребителей. Задача-максимум - питьевую воду в каждую контору. Работы хватит. Сейчас, по данным Семена Садовского, питьевую воду покупают лишь 5% петербургских офисов.