Петербургские автоперевозчики накануне выхода в регион

Создание рынка пассажирских автоперевозок в Северной столице завершается.

<BR><BR>Создание рынка пассажирских автоперевозок в Северной столице завершается. <BR>Для наращивания оборотов петербургские автобусные компании будут вынуждены обратиться к малоосвоенному сегменту в Ленобласти и ближайших регионах.<BR>Маршрутные такси были в Петербурге давно. Тогда проезд на микроавтобусе, вмещавшем 11 пассажиров, стоил 15 копеек. Несмотря на кажущуюся дороговизну (для проезда на метро тогда нужно было 5 коп.) и отсутствие льгот, на остановках маршруток вечерами стояли очереди. Как массовое явление маршрутные такси в Петербурге появились 5 лет назад. <BR>Достоверная статистика о числе перевезенных с их помощью пассажиров отсутствует.<BR>По разным оценкам, сейчас услугами маршрутных такси и коммерческих автобусов пользуются от 5 до 10% петербургских пассажиров. <BR>В Ленобласти картина иная: практически нет коммерческого автотранспорта, а в электричках горожане и жители области предпочитают ездить "зайцем": билеты приобретают лишь около 30% пассажиров.<BR><BR><B>На рынке все спокойно</B><BR>"В Петербурге рынок коммерческих перевозок сформировался еще до 1998 года, - считает Владимир Веселов, начальник отдела лицензирования нефтяной и транспортной деятельности Лицензионной палаты администрации Петербурга. - Если сейчас к нам и обращаются за лицензией, то в основном частные лица и мелкие предприятия. Впрочем, мелких перевозчиков на рынке - львиная доля".<BR>По его оценке, небольших предприятий с парком до 15 машин - около 20%. Остальные - крупные предприятия, которые и формируют рынок.<BR>Пассажирскими перевозками в городе и области занимаются государственные предприятия, такие, как ГП "Пассажиравтотранс" и ГУП "Леноблпассажиравтотранс", а также частные предприятия, наиболее крупные их которых - АООТ "Третий парк", ЗАО "Реванш", ООО "Сеть пассажирских перевозок".<BR>Сохранение рентабельности на уровне 20% - мечта, разрушаемая то новшествами в сфере лицензирования автоперевозок, то ростом цен на бензин.<BR>Автовладельцы быстро научились бороться с чиновничьими придумками в виде изменения места лицензирования и попытками ввести кассовые аппараты в практику расчетов с пассажирами.<BR>Недолго пугала перевозчиков и прыгающая цена топлива. Неоднократное повышение тарифов (сначала с 2,50 до 3,00 руб., затем 4 руб., 5 и наконец 6 руб. за один и тот же маршрут "метро - спальный район") показало: пассажиры ценят микроавтобус не за особый шик, а за возможность быстро доехать почти к нужному дому. И цена в этом случае не является основным аргументом для привыкшего к удобству городского пассажира.<BR><BR><B>Короток маршрут, да дорог</B><BR>Количество пригородных маршрутов у ЗАО "Реванш" невелико: всего четыре. "При сегодняшней стоимости топлива и запчастей чем короче маршрут, тем он рентабельнее, - рассуждает Зинаида Михайлова, исполнительный директор ЗАО "Реванш". - Увеличивать количество пригородных маршрутов можно лишь после решения вопроса с подвижным составом".<BR>Сделав такое аккуратное замечание, исполнительный директор пояснила, что микроавтобусы рентабельно использовать лишь на расстояния до 40 км. <BR>Возможно, "Реванш" все-таки рассматривает возможность экспансии на рынок пригородных перевозок.<BR>Предприятие развивается активно, но пока большая часть парка ЗАО "Реванш" - именно микроавтобусы.<BR>Год назад парк компании составлял 250 микроавтобусов, а сейчас у предприятия 391 автомобиль, и, по словам Зинаиды Михайловой, пополнение парка происходит постоянно.<BR><BR><B>Они никуда не поедут</B><BR>Ежедневно от Балтийского вокзала в разных направлениях Ленобласти отходит 36 автобусов ГУП "Леноблпассажиравтотранс" - самого крупного перевозчика.<BR>В его структуру входит 20 автопредприятий в области, междугородные перевозки пассажиров осуществляют 12 из них.<BR>В парке 1040 автобусов, которые ездят в основном по маршрутам, где нет железнодорожного транспорта, не дублируя электрички. Это, в частности, Сланцы, Кингисепп, Ивангород, Волосово. На Кингисепп идет 14 отправлений в сутки, на Волосово - пять, в Сланцы - четыре.<BR>На вопрос о прибыли генеральный директор "Леноблпассажиравтотранса" Николай Горлачев смеется: "Какая прибыль? При росте цен на топливо мы порой работаем себе в убыток".<BR>О расширении деятельности предприятия также говорить не приходится: автобусы - в основном "Икарусы" и Львовского автозавода - ездят по дорогам Ленобласти уже лет 10-12. Последний раз парк обновлялся в декабре 1997 года, когда "Леноблпассажиравтотрансу" было поставлено 124 новых "Икаруса".<BR>Другое крупное госпредприятие - ГП "Пассажиравтотранс" к зиме сокращает количество автобусов, работающих на пригородных маршрутах. Летом на линию выходит 310 автобусов, зимой - лишь 250.<BR>Не планирует в ближайшее время выходить на пригородный рынок и ООО "Сеть пассажирских перевозок" (парк 137 машин).<BR>"Зачем лезть на уже сформированный рынок? - заметил заместитель директора по эксплуатации предприятия Андрей Колосов. - В области уже работают госпредприятия - "Третий парк" и "Реванш".<BR>АООТ "Третий парк" о планах освоения региона говорить не спешит.<BR>Несмотря на то что недавно ОАО "Псковавто" поставило АООТ "Третий парк" 100 микроавтобусов, созданных на базе автомобиля "ГАЗ-33021", и планируется поставка еще 200 машин, они скорее появятся на улицах Петербурга, чем на областных трассах.<BR><BR>Пассажиров в Ленобласть могут возить перевозчики, зарегистрированные либо в Ленобласти, либо в Петербурге. <BR>По состоянию на 1 октября 2000 года, лицензиями на пассажирские перевозки в Ленобласти обладали 1453 лицензиата (4954 автомобиля), - данные Ленинградского областного отделения Российской транспортной инспекции.<BR>В Петербурге лицензиями на перевозку пассажиров автотранспортом обладают около 450 перевозчиков, по данным Лицензионной палаты.<BR><BR>По приблизительным подсчетам, в месяц на ремонт небольшого маршрутного такси уходит в среднем $200-300. Зарплата водителей - от $200 в месяц на человека. Ежедневная прибыль в городских маршрутках не меньше $40 и может достигать $80. При тратах на бензин, техобслуживание и зарплату водителям средний чистый доход с одной машины составит $400-500 в месяц. Стоимость покупки отечественного автомобиля окупится примерно за год. <BR>Естественно, что владельцу бизнеса выгоднее содержать не одну машину, а целый парк автомобилей. В то время как пассажирские городские перевозки в основном убыточны, перевозки на маршрутных такси прибыльны: размер рентабельности составляет от 15 до 20%.