Выход к морю есть, а круизов нет

Туристический сезон для морских путешествий по северным морям заканчивается. Впереди достаточно времени, чтобы подумать, почему в круиз нельзя отправиться из Петербурга.

<BR><BR>Туристический сезон для морских путешествий по северным морям заканчивается. Впереди достаточно времени, чтобы подумать, почему в круиз нельзя отправиться из Петербурга. <BR>Петербург - один из немногих портовых городов мира, которому нечего предложить жителям, мечтающим отправиться в дальнее морское путешествие. Круизного флота в России нет, судовладельцы не торопятся строить пассажирские суда, а туроператоры - фрахтовать корабли для круизов, считая здешний спрос на морские путешествия недостаточным. <BR>В то же время мировые лидеры круизного бизнеса считают, что туристический рынок в Петербурге весьма перспективен. <BR>По словам Александра Пошивая, капитана дальнего плавания и генерального директора турфирмы "Арктур Трэвел", строительство круизных судов очень выгодно, но только для компаний, которые уже работают на рынке судостроения. <BR>Банки охотно дают кредиты под залог имеющихся судов. Круизные корабли строят в Японии и Финляндии (там были изготовлены знаменитые Millenium и Voyager of the seas). <BR>Окупаемость океанских лайнеров - не менее 6 лет. О доходности этого вида бизнеса можно судить по темпам развития судовладельческих компаний: например, фирма Royal Caribbean International за 9 предыдущих лет построила восемь судов, еще шесть планируется спустить на воду в ближайшее время.<BR>Одновременно руководством компании предпринимаются шаги по завоеванию российского туристического рынка, а в экипажи круизных кораблей уже включены русскоговорящие специалисты.<BR><BR><B>Плавание начинается с полета</B><BR>В конце июля в Петербурге на борту круизного лайнера Splendour of the seas представители американской компании Royal Caribbean International (более 160 круизных маршрутов) провели встречу с директорами петербургских турфирм с целью выбрать эксклюзивного представителя компании. <BR>Судовладельцы рассчитывают, что вскоре заокеанских путешественников "потеснит" российский средний класс. <BR>Но при нынешнем положении дел и цен эти расчеты вряд ли оправдаются.<BR>К примеру, даже если корабль заходит в Петербург, для участия в круизе необходимо лететь в Барселону или в один из портов Великобритании, что увеличивает стоимость путешествия. Как сообщила "ДП" Елена Богданова, генеральный директор туристской фирмы "Рондо- Плюс", в таких случаях туристы могут подключиться к круизу и в Петербурге, но тур им придется оплатить полностью.<BR>Путешествия, например, к норвежским фьордам стоят от $1,5 до $4 тыс., что показывает несбалансированность соотношения "цена-степень экзотики" для туристов из Северо-Западного региона России. Представители турфирм сходятся во мнении: "Начинались бы морские круизы в Петербурге, интерес к ним у российских туристов был бы другой". Это снизит стоимость морского путешествия, и оно не потребует дополнительных перелетов к портам отправки-прибытия судна.<BR><BR><B>На "нет" и судов нет</B><BR>"Эту задачу можно решить элементарно, - говорит Александр Пошивай, - если четыре туристические компании объединятся, их компьютерные сети будут завязаны в одну, и билеты на круиз продаваться в режиме on-line, как на чартерный самолет. Судно найти - не проблема, но не раньше чем через 2 года. На ближайшее время маршруты всех круизных судов расписаны". <BR>Речь идет только о зарубежных кораблях, так как на Северо-Западе России морского пассажирского флота нет, его практически не существует и в стране. Большинство кораблей "отошли" ближнему зарубежью, другие проданы дальнему. <BR>Самые большие российские корабли "Русь" и "Михаил Шолохов" принадлежат Дальневосточному пароходству. Несколько лет назад под патронажем министра транспорта России Сергея Франка "Михаила Шолохова" попробовали использовать на линии Петербург -Стокгольм. Необходимую загрузку судна обеспечить не удалось, и "Михаила Шолохова" вернули на Дальний Восток. <BR><BR><B>Прецеденты есть </B><BR>Рентабельность пассажирского флота зависит от маркетинговой политики. В Мурманске как круизное судно используется ледокол, который доставляет туристов к Северному полюсу. Московская фирма "Метрополис тур" фрахтует хорватский круизный корабль "Далмация". Фирма "Рондо-Плюс" арендовала у Черноморского пароходства судно "Днепр" для новогоднего путешествия по Средиземноморью. <BR>Елена Богданова считает, что наиболее реальный путь - фрахт кораблей у Черноморского флота, но в переговорах об условиях аренды турфирмам не хватает поддержки. Не заинтересован в развитии круизного судоходства и петербургский Морской порт, администрация которого не видит возможности фрахтования кораблей турфирмами и организации круизов. <BR>Заместитель капитана Морской администрации порта Санкт-Петербурга Александр Глухов не против появления арендованного турфирмами круизного судна, но считает, что для порта пассажирские корабли - головная боль, потому что они занимают причалы, у которых могли бы стоять грузовые суда. Чтобы обеспечить прием "Миллениума", администрация порта была вынуждена отправить четверых лоцманов в Скандинавию на специальный тренинг. <BR><BR>Доля морских путешествий в мировом туризме - 15%. Круизный бизнес считается одним из самых высокодоходных. В 1996 году в морях и океанах отпуск провели 5 млн человек, в прошлом - 8 млн. Крупнейшие мировые судовладельцы уверены, что эта тенденция будет сохраняться, и в ближайшие 4 года планируют спустить на воду 43 новых megaships для морских круизов.<BR><BR>Олег Афрамеев, генеральный директор фирмы "Калипсо - мир путешествий":<BR>"Зафрахтовать совместными усилиями круизное судно теоретически возможно, но говорить об этом пока рано. Круизный рынок в Петербурге только формируется. Пока к морским путешествиям есть лишь интерес, и мы покупаем места. <BR>Следующий этап - увеличение спроса, тогда будем формировать группы и покупать круизные пакеты со скидками. Так 10 лет назад зарождался самолетный чартер. Но фрахт круизного судна гораздо дороже, чем аренда самолета, а правовое обеспечение очень сложное. Переправка зарубежных круизных судов, набор команды, топливо - все стоит очень дорого. Кроме того, спроса на путешествия по Балтике в Петербурге нет, обычно клиенты предпочитают теплые страны". <BR><BR>Александр Пошивай, <BR>генеральный директор компании "Арктур Трэвел":<BR>"Организация более дешевых круизов из Петербурга на судне, зафрахтованном турфирмами совместно, реальна. Она рассчитана на тех туристов, которые еще не бывали в морских путешествиях, но им уже надоела Турция и Канары. Летом такие корабли могли бы ходить вдоль Скандинавии, с осени по весну - в южном направлении.<BR>Чтобы цены не очень "кусались", надо фрахтовать корабль чуть ниже среднего класса. Но с демпингом необходимо быть осторожнее, круиз предполагает определенный уровень, ниже которого опускаться нельзя. <BR>Найти судно - не проблема, в каталоге Берлитца есть сведения обо всех круизных судах. Только искать корабль необходимо заранее, планы путешествий расписаны на несколько лет вперед. <BR>Но организацию круизов на зафрахтованном судне туркомпаниям без помощи города не осилить. Ни один банк не возьмет на себя гарантии за такие риски, а город мог бы - для повышения престижа". <BR><BR>Елена Богданова, генеральный директор фирмы "Рондо-Плюс":<BR>"Идея объединиться и зафрахтовать судно - хорошая, но трудновыполнимая. Каждый год зарубежные круизные фирмы ищут корабли по всему миру. Фрахт и перегон судна в порт назначения стоят очень дорого. "Петр I", принадлежащий клинике Федорова, находится в Эмиратах, потому что клиника не в состоянии погасить долги и перегнать его в Россию.<BR>Более реальный путь - фрахтовать корабли у Черноморского пароходства. Но при этом круиз будет рентабельным только при полной загрузке. Летом, если компании объединятся, ее можно обеспечить, а осенью даже 300 человек трудно набрать. Хотя спрос на круизы есть, в 70% случаев в них отправляются люди, которые уже побывали в морских путешествиях. Есть клиенты, участвовавшие уже в 12 вояжах. Спросом пользуются круизы вокруг Европы или по Карибскому бассейну. <BR>Несмотря на все сложности, если бы несколько турфирм решили объединиться для фрахтования судна и организации круизов, наша компания приняла бы в этом участие".