Строительная техника объезжает дилеров

zhelvitsky@delo.spb.ru

<BR><BR>zhelvitsky@delo.spb.ru<BR>На петербургском рынке строительной техники начинается очередной рост продаж. <BR>Подъем, начавшийся около 3 лет назад, был прерван августовским кризисом. В последние месяцы 1998 года торговля оборудованием, применяемым в строительстве, была фактически заморожена. Появившаяся некоторая политическая и экономическая определенность ее оживила. Увеличение поставок импортного оборудования благодаря резкой активизации использования лизинга стало особенно заметным в последние месяцы. <BR>"Будет стабильность в стране - будут строиться дороги. Следовательно, увеличатся продажи техники, применяемой при дорожном строительстве", - вывел прямую зависимость Александр Бортников, генеральный директор ООО "Минитэкс". <BR>По его словам, подъем рынка 1997 года был вызван установлением валютного коридора, который обеспечивал предсказуемость изменения курса доллара. Нынешний рост вызван малыми темпами обесценивания национальной валюты в течение продолжительного времени и неплохими показателями, характеризующими состояние экономики.<BR><BR><B>Деньги и схемы </B><BR>Потенциал петербургского рынка строительной техники определяется потребностью в строительстве жилья, промышленных объектов и дорог. Не нужно делать точных расчетов, чтобы понять, что возможности для расширения продаж специализированного оборудования огромные. До насыщения рынка еще очень далеко. <BR>Недостаток дорожно-строительной техники можно проиллюстрировать следующими данными. Согласно информации компании "Минитэкс", в Барселоне парк машин малой механизации, применяемых в коммунальном хозяйстве и дорожном строительстве, составляет около 1000 штук. В Петербурге подобной техники в 10 раз меньше. Следует учесть, что фронт работ во второй российской столице значительно шире, чем в ухоженных западноевропейских городах.<BR>Рост рынка задерживается не только недостатком денег у заказчиков строительных объектов, но и невозможностью применения удобных для покупателя схем расчетов за поставляемую технику. Например, использование лизинга и продаж в рассрочку напрямую зависит от предсказуемости изменений в российской экономике. Только в последнее время, когда оптимистические ожидания по отношению к российской экономике стали преобладать, эти схемы начали работать.<BR><BR><B>Лишние </B><BR>С улучшением экономической ситуации в стране должна измениться структура участников рынка строительной техники. Пока среди продавцов специального оборудования очень много посредников, которые выдерживают конкуренцию только за счет умения строить схемы взаимозачетов. Это уникальное для мировой экономики явление позволяет им вклиниваться между строительными организациями и производителями без предложения клиентам качественного обслуживания. Естественно, посредники предлагают только отечественное оборудование. Западные производители так и не освоили способ безденежной торговли с российскими потребителями. <BR>"Все отечественные производители строительной техники имеют собственные прайс-листы. Однако реальные продажи по ценам, которые в них указаны, происходят очень редко. Только если кто-нибудь по незнанию купит оборудование в единичном экземпляре. За счет использования дисконтов в схемах взаимозачетов посредник предлагает отечественную строительную технику на рынке дешевле, чем производитель. Разница достигает иногда 30%, но чаще всего находится в пределах 5-10%. Профессиональные продавцы, которые обеспечивают качественное обслуживание клиентов, в эти схемы вписываются плохо. С улучшением экономической ситуации практика взаимозачетов будет отмирать, и рынок строительной техники освободится от посредников", - предрекает Валентин Егоров, заместитель начальника торгового отдела ООО "Союзавто".<BR><BR><B>Импорт незаменим</B><BR>Обвал рубля не привел к массовому замещению импортной строительной техники отечественными аналогами. В стоимостном выражении импорт даже увеличил свою долю на рынке из-за изменения относительных цен. Объясняется это тем, что количество ввозимой зарубежной техники не изменилось сильно, а цена по сравнению с российскими аналогами значительно выросла. <BR>Машины, используемые непосредственно в дорожном строительстве (катки, асфальтоукладчики, фрезы), закупаются, как правило, за рубежом. Аналогичная отечественная техника, если она есть, не обеспечивает необходимое качество работ. А требования со стороны государственных структур - основных заказчиков строительства дорог - сейчас очень высокие. Немаловажно, что строительная техника мировых лидеров, несмотря на высокую стоимость, окупается иногда за один сезон. А служит она более 20 лет.<BR>Более простые работы (перевезти что-либо, вырыть котлован, поднять груз) выполняет в основном отечественная техника. Это подъемные краны, самосвалы, бульдозеры, экскаваторы, погрузчики. <BR><BR><B>Укрупнение и специализация</B><BR>В Петербурге представлены почти все ведущие мировые и российские производители оборудования. Ассортимент предлагаемой ими техники достаточно широк. Реализация строительных машин в Северной столице составляет десятки миллионов долларов. А их торговлей занимается небольшое число фирм. По словам Валентина Егорова, в Петербурге около 15 компаний, торгующих новой строительной техникой. Еще шесть-семь компаний продают самосвалы. Большинство фирм имеет узкую специализацию. Торговцев, закрывающих почти все позиции, можно сосчитать на пальцах одной руки. <BR>Тем не менее участники рынка говорят о существовании высокой конкуренции среди торговцев и о снижении рентабельности продаж в последнее время. Вследствие этого происходит специализация и укрупнение торгующих компаний. <BR><BR><B>Местная сборка</B><BR>Будущее рынка связано с уровнем платежеспособности населения, интенсивностью развития промышленности и наполняемостью госбюджетов. Торговцы дорожной техникой обнадежены заявлениями высоких чиновников о необходимости больших капиталовложений в строительство дорог. "Если есть понимание, то ситуация должна меняться к лучшему", - считают они. <BR>Некоторые виды техники при сохранении стабильности в экономике будут собираться в России. Этот процесс уже начался. Например, американская компания Caterpillar планирует 1 марта этого года запустить производство (экскаваторов, автогрейдеров, катков, тракторов) в Ленинградской области. Однако продавцы аналогичного оборудования не ожидают кардинальных изменений на рынке в предстоящую весну. Новый производитель, по их мнению, не будет вытеснять конкурентов. Произойдет замещение техники Caterpillar, поставляемой сейчас из-за рубежа, российской сборкой. <BR>Хорошие перспективы имеет рынок техники, используемой в коттеджном строительстве. Он находится еще в зачаточном состоянии.