Политические инвесторы выбирают партии и власти

Год назад впервые был опубликован "Рейтинг политических инвесторов Петербурга".

<BR>Год назад впервые был опубликован "Рейтинг политических инвесторов Петербурга". <BR>Он был создан по одной причине: влияние политических факторов на петербургскую и российскую экономику сегодня трудно переоценить, соответственно бизнес-сообщество нуждается в некой шкале, пусть даже и условной. <BR>Чтобы лоббировать свои интересы в органах власти, бизнесмены обязаны постоянно корректировать имидж своих компаний, вести работу с населением напрямую или через средства массовой информации, вкладывать средства в PR. Фактически политические инвестиции вынуждены делать абсолютно все компании, достигшие определенного уровня развития. Естественно, рейтинговать их не представляется возможным. Рейтинг имел ряд серьезных недостатков, как нам кажется, ныне устраненных. Но при этом он вызвал ожидаемый эффект: его обсуждали в бизнес-кругах.<BR>В результате в редакцию стали обращаться обиженные или, наоборот, довольные предприниматели и менеджеры, чьи мнения (иногда полярные) были учтены при формировании нового рейтинга. Показательно, что замечания вызвали не принципы создания рейтинга, а места, занимаемые в нем теми или иными компаниями.<BR><BR><B>Шкала</B><BR>В большинстве случаев просто нет полных и достоверных сведений по реально осуществляемым политическим инвестициям. Единицы из перечисленных фирм открыто занимаются политической и лоббистской деятельностью. Но и они предпочитают не показывать в годовых отчетах эти затраты. Остальные предпочитают вливать деньги в политику либо тайно, либо через посредников, например через дочерние или зависимые структуры. <BR>Поэтому шкала ординат, где указаны суммы, затраченные на политику, достаточно условна и дает лишь примерное представление о реальных объемах капиталовложений. Она сформирована следующим образом: оценивались примерные траты компаний на PR и GR (новый термин: government relations - "связи с высшими чиновниками"), а также анализировался полученный в результате этих акций экономический и политический эффект. Шкала абсцисс упрощенно копирует сложившуюся в России и Петербурге пирамиду государственной власти. Если компания находится в крайней правой шкале, значит, она имеет влияние и на предыдущие уровни власти. <BR><BR><B>Поименно</B><BR>Достаточно часто один человек или группа людей оказывает решающее влияние на политические действия сразу многих бизнес-структур. Поэтому, чтобы не загромождать рейтинг, здесь помещены либо головные компании холдингов, либо фирмы, с которыми принято связывать деятельность наиболее влиятельных бизнесменов. В таблице присутствуют реально не существующие компании - например, "Группа "Сбербанка СПб" или "Группа М. Мирилашвили". <BR>По этой же причине не приведены точные названия компаний (с традиционным для "ДП" указанием формы собственности - ЗАО, ОАО и т.д.). <BR> "Скелетом" для политического рейтинга стали списки крупнейших предприятий Петербурга и "Собственники Петербурга". За прошедший год ситуация в стране и городе существенно изменилась, поэтому в рейтинге появились новые имена, некоторые структуры вообще выбыли из него (например, "СБС-АГРО" или "Тройка") или заняли не то место, на которое могли бы претендовать ранее.(А.Гр.) <BR><BR><B>Принципы создания рейтинга</B><BR><BR>При формировании рейтинга оцениваются не только и не столько капиталовложения в политику в чистом виде, то есть прямая финансовая поддержка бизнес-структурами политиков различного уровня, а сколько помощь в проведении выборных кампаний и поддержка общественных организаций. "Политическими инвестициями" мы предложили называть и реально неоценимые личные дружественные отношения, связывающие представителей исполнительной, законодательной и судебной власти с коммерсантами. <BR>Чем более подробным будет этот рейтинг, тем более он будет неточным. Именно поэтому рейтинг основывается не только на фактах (то есть видимых последствиях политических инвестиций), но и на распространенных представлениях, которые подчас влияют на принимаемые решения не меньше, а то и больше, чем доказанные факты. <BR>При формировании рейтинга использовались два главных принципа:<BR>1. Рейтингуются фирмы, ИМЕЮЩИЕ РЕПУТАЦИЮ политических инвесторов. Оценивается не сама деятельность, а лишь ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (например, участие в бюджетных программах, гласное сотрудничество с видными политиками для продвижения компании и т.д.), а также ВОСПРИЯТИЕ И ОЦЕНКА вышеупомянутых действий петербургским бизнес-сообществом.<BR>2. Оцениваются средства, направляемые на весь комплекс мероприятий, которые позволяют успешно влиять на различные уровни власти. <BR><BR>Пример: петербургская компания N за год провела следующие явные действия: <BR><BR>1. Организовала визит в Петербург известного политика Х, посещение им производства N. Примерные затраты оценены в $20-50 тыс. В эту сумму входят следующие позиции: дорога, проживание, питание, прием визитера и его окружения, рекламные и PR-мероприятия для населения Петербурга, гонорар политику за потраченное время, временные и трудозатраты персонала компании N и т.д. <BR>2. Провела три пресс-конференции по разным поводам. Примерные траты: $10-15 тыс.<BR>3. Оказала спонсорскую помощь, бесплатно предоставив свою продукцию на концерт, организованный в поддержку политической партии Y. Примерные траты: $5-10 тыс.<BR>4. Вступила и активно участвует в работе общественной организации Z, занимающейся, в частности, лоббированием. Примерные траты: $5-20 тыс.<BR>5. Один из собственников компании принял участие выборах. Примерные траты: $30-300 тыс.<BR>6. Получила доступ к бюджетным программам. Возможная прибыль: $5-500 тыс.<BR>7. Получила целевое распоряжение губернатора на право использовать некий объект недвижимости. Экономия: $200 тыс.<BR>8. Близкий друг президента компании занял высокий пост в Правительстве России. <BR>9. Эксперты компании приняли участие в разработке нормативных актов, принимаемых Государственной думой. Примерные траты: $5-20 тыс.<BR>10. Губернатор попросил компанию оказать помощь детскому дому. Спонсорская помощь: $50 тыс. <BR>11. Компания приняла на работу сына видного чиновника с высоким окладом. Примерные траты: $12-50 тыс.<BR>Итого: Политические инвестиции за год составили минимум $350 тыс., максимум - $700 тыс.