Александр Строкин коллекционирует утро Петербурга

Воскресенье. Пять утра. У дверей ночных клубов еще продолжают толпиться красивые длинные автомобили, а самые трудолюбивые дворники только собираются приступить к очистке территории Северной столицы.

<BR><BR>Воскресенье. Пять утра. У дверей ночных клубов еще продолжают толпиться красивые длинные автомобили, а самые трудолюбивые дворники только собираются приступить к очистке территории Северной столицы.<BR>Из дверей петербургского дома выходит человек с увесистой черной сумкой на плече и длинным металлическим предметом в руках.<BR><BR><B>Человек идет встречать рассвет</B><BR>В его сумке несколько фотоаппаратов и объективов, а загадочный металлический предмет является штативом.<BR>Фотография - главное увлечение Александра Строкина.<BR>Несколько раз в неделю по утрам он занимается выбором экспозиции, наводкой объектива на резкость, установкой выдержки и прочими фотографическими делами, начиная же с 9.00 Александр выполняет обязанности председателя совета директоров Полиграфического предприятия №3. <BR>"Я люблю снимать ранним утром. Воздух прозрачен, нет народа, который бы путался в кадре. Да и, честно говоря, времени другого нет - работу ведь никуда не денешь", - объясняет бизнесмен-фотограф.<BR><BR><B>Бег с препятствиями</B><BR>Чтобы сделать хороший кадр, Александр Строкин способен на многое.<BR>"Иногда приходится сутками выжидать нужного момента, ездить по многу раз на одно и то же место, мерзнуть на морозе и отогревать камеру на груди, со штативом становиться среди потока автомобилей. Предугадать результат невозможно: например, едешь рано утром росу снимать - и неизвестно, выпадет она или не выпадет", - живописует трудности фотографической жизни Александр.<BR>В фотографической жизни вообще много непредвиденного и непредсказуемого.<BR>"Как-то я обнаружил в городе точку, с которой открывался замечательный вид. Часов в восемь утра солнечный свет попадал под каким-то определенным углом на купол Исаакия, тот начинал ярко светиться, на парапете набережной сидят чайки - в общем, чудо. Встав пораньше, я сделал по пути на работу крюк, установил заранее аппаратуру. Стою жду солнца. И тут бежит спортсмен с палкой в руках и бьет ею по парапету - разгоняет чаек. Что я ему высказал - в печати лучше не воспроизводить", - с нескрываемой досадой вспоминает Александр Строкин.<BR>Но настоящего фотографа остановить не могут никакие преграды.<BR>"Сейчас я делаю серию под названием "Времена года": одни и те же места снимаю осенью, зимой и т.д. Одно из таких мест - скамейка в Кронштадте. И вот прихожу я делать весенний снимок, а скамейки нет. Обнаружил ее на другом конце бульвара. Что делать - пришлось переть эту злосчастную скамейку на себе. Со стороны это, конечно, смотрелось странновато, но не бросать же дело. Сейчас остался еще один кадр - лето. Будем надеяться, скамейка на месте", - говорит Александр Строкин.<BR><BR><B>Швеция в Кронштадте</B><BR>Любимое место съемок Александра - Кронштадт: дымка, вода, золото листьев, силуэты кораблей. "У меня там живет теща. Поэтому поездкой в Кронштадт убивается сразу несколько зайцев. А сейчас в одном из бизнес-центров работает моя небольшая выставка. Мне рассказали, что один из посетителей после осмотра кронштадтской серии фото высказался: "Как там красиво у них в Швеции!.." - смеется Александр.<BR>В ближайшее время бизнесмен рассчитывает значительно расширить собственный "фотографический регион": "У меня есть мечта идиота - поснимать норвежские фьорды. Я много о них рассказов слышал и даже видел, когда проходил мимо на корабле. Хотелось бы еще сделать африканскую серию, но Норвегия поближе - надеюсь в этом году туда рвануть".<BR><BR><B>Дорога фотографа </B><BR>Путь Александра Строкина в фотоискусство занял много лет и изобиловал зигзагами, крутыми виражами и длинными подъемами.<BR>"В детстве у меня был хороший фотоаппарат "Зенит 3М". Фотографировали папа, старший брат - наверно, мне ничего не оставалось, как тоже взяться за камеру. В детстве всем мальчишкам нравится техника, и тогда меня тоже больше интересовала техническая сторона дела",- рассказывает Александр.<BR>В дальнейшем он творчески развил и приумножил свое увлечение: в Высшей школе КГБ Александр защитил дипломную работу по криминалистике, темой которой являлись "Специальные методы фотоисследований" (диплом получил медаль Министерства обороны как лучшая студенческая работа года).<BR>"Желание заняться фотографией именно как искусством у меня возникло гораздо позднее. Служа на Северном флоте, я поступил в Московский заочный университет искусств на специальность "фотоискусство". Наверно, я просто люблю все делать качественно", - улыбается председатель совета директоров Полиграфического предприятия №3.<BR><BR><B>Джентльменский набор</B><BR>Фотографическая болезнь весьма заразна. Ею в разное время болели Дмитрий Менделеев, Никита Хрущев и Джон Гальяно (продолжает болеть).<BR>Вполне невинное занятие по запечатлению отпечатков действительности на пленке требует от человека не только мастерства и затрат времени, но и определенных материальных вложений.<BR>Как правило, настоящему фотоману требуются две камеры - среднеформатная и обычная. Среднеформатная Mamiya обойдется в $1500-2000. Объективы к аппаратуре такого класса приобретаются отдельно. Набор из трех единиц потянет еще примерно на $2000. Вторая камера, к примеру Canon, в зависимости от модели стоит $600-1500, а объективы (стандартный, широкоугольный и ZOOM) к ней - $2000-2500. Кроме того, необходимы вспышка ($100), штатив ($100-200) и сумка для переноски всего этого добра ($100).<BR>Расходная часть этим далеко не исчерпывается. За одну фотосессию человек "отщелкивает", как правило, не менее двух-трех пленок (200-300 рублей), а только один отпечаток снимка размером 50 на 60 - это еще дополнительные 70-100 рублей.<BR>Итого джентльменский набор фотографа можно оценить в $6500-8500 (для лучшего усвоения масштаба этих цифр лучше привести их в сравнении с ценами на вполне сносные авто: Hyundai - $7500, Scoda-Felicia - $7300, а Daewoo Nexia - $5990).<BR>Альтернативой данному многозатратному процессу может, к примеру, служить ломография. Под флагом движения с этим загадочным названием выступают люди (ломографы), снимающие камерой "ЛОМО-компакт". Принципы ломографии: не обращать внимания ни на какие правила, снимать "от бедра" (т.е. не глядя в видоискатель), снимать днем и ночью и с любого расстояния. Цена "ЛОМО-компакта" - $40, хотя в фирменном магазине ЛОМО камеру можно найти за 800 рублей.<BR>Еще один вариант "дешево и сердито" - купить так называемую мыльницу. Ерунда, что у снимаемых людей будут красные глаза, зато за $30-100 можно чувствовать себя настоящим художником.<BR>Отсняв пленок 50 и выбрав из них десяток достойных кадров, очень неплохо устроить выставку у себя в офисе - опять же прекрасная возможность показать себя перед сослуживцами совершенно с неожиданной стороны.