00:0001 марта 199900:00
10просмотров
00:0001 марта 1999
Российские бизнесмены полагают, что экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться.
<BR><BR>Российские бизнесмены полагают, что экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. <BR>Эти данные - результат опроса 440 руководителей фирм в четырех крупнейших городах России, проведенного в январе компанией GfK Market Research Russia. <BR>В январе 45% менеджеров отметили дальнейшее ухудшение ситуации в экономике страны. Причем самые оптимистичные из них - представители телекоммуникационных компаний (только 28% считают, что стало хуже, а 68% надеются на положительные сдвиги в экономике в ближайшие месяцы). В ноябрьском опросе лидировали компьютерщики. А вот среди представителей индустрии потребительских товаров и фармацевтики доля негативных оценок - 57%. <BR>Однако состояние дел в компаниях, несмотря на такие пессимистичные оценки, далеко от безнадежного. Например, в январе сокращение оборотов признало 35% фирм, тогда как в ноябре их число доходило до 45%. При этом такое положение характерно для небольших компаний с числом сотрудников до 10. Зато в финансовом секторе происходит оживление: 36% фирм отмечает рост оборотов и лишь 14% - падение. В целом, прогнозируя ситуацию на февраль-март, треть компаний ожидает увеличения оборотов.<BR><BR><B>Кто твой друг</B><BR>У половины опрошенных фирм возникают проблемы во взаимоотношениях с клиентами и партнерами по бизнесу. Чаще всего - у фармацевтических и, как ни странно, телекоммуникационных компаний (76 и 79%). <BR>В то же время нормальная работа с банками постепенно налаживается: если в ноябре от банковских неурядиц пострадала половина респондентов, то в январе число сократилось почти в 2 раза (30%). Значительнее всего улучшилась ситуация в Москве и Петербурге. <BR>Продолжается процесс смены кредитных учреждений - 20% фирм уже начали работать с другим банком, а 13% компаний собираются сделать это в ближайшее время. <BR><BR><B>Экономия на спичках</B><BR>Самыми популярными антикризисными мерами стали сокращение внутрифирменных расходов и сокращение зарплаты персонала, хотя в январе их применяли реже, чем в ноябре (41 и 45% соответственно). В январе каждая третья компания провела увольнения сотрудников и сократила рекламный бюджет.<BR>Стоит отметить, что в ноябре 40% компаний прилагали усилия для противостояния кризису (изменили ценовую стратегию, диверсифицировали деятельность и т.п.), а в январе такие попытки предприняли только 29%. Причем 53% компаний в ближайшие 1-2 месяца вообще не собираются предпринимать никаких действий. В то же время инвестиционные планы остались без изменений: как и в ноябре, 63% планируют в этом году вкладывать средства в развитие компании. Причем серьезными объектами для вложений остаются реклама и обучение персонала. Но в 5% фирм инвестиции еще заморожены.<BR><BR><B>Вера в себя</B><BR>Как ни парадоксально это звучит, но оценки состояния экономики не влияют на прогнозы компаний относительно собственной судьбы. <BR>Подавляющее большинство топ-менеджеров (79%) считают, что перспективы фирмы в январе не изменились или даже улучшились. А 48% руководителей уверены: их фирма будет существовать всегда, если, конечно, положение в экономике резко не ухудшится. Такое мнение более всего характерно для крупных компаний с числом работников более 1000. <BR>Финансовые компании чаще других ожидают быстрого подъема в своей отрасли (40%), фирмы сектора персональных услуг надеются на это меньше (11%). Что касается долгосрочных прогнозов, то они более благоприятны для тех же телекоммуникационных компаний: 44% фирм рассчитывают на улучшение ситуации в отрасли через год. На втором месте - компьютерные компании (33%). <BR>Однако более половины топ-менеджеров не верят в скорое оздоровление российской экономики. Но все же 58% считают, что цивилизованный рынок сформируется в России через 5-10 лет.<BR><BR>Третья волна исследования "Бизнес-барометр" проводилась 21-25 января 1999 года в Москве, Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Участвовали 440 руководителей компаний различных индустрий, размеров и сфер деятельности. Спонсор исследования - представительство компании Xerox.