Проект петербургского бюджета подталкивает к реформам жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт

Отличительной особенностью проекта бездефицитного бюджета Петербурга на 1998 год является увеличение ассигнований на социальные программы и урезание расходов на жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) и транспорт.

<BR>Отличительной особенностью проекта бездефицитного бюджета Петербурга на 1998 год является увеличение ассигнований на социальные программы и урезание расходов на жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) и транспорт.<BR>По проекту бюджета, общая сумма средств, затраченных для предоставления различных льгот, в основном в соответствии с федеральными законами, составит более 4,2 млрд рублей (см. таблицу).<BR>Помимо расходов на социальные программы в качестве приоритетов бюджетной политики на 1998 год администрация Петербурга выделяет расходы на культуру и искусство, на образование, а также на погашение бюджетной задолженности за прошлые годы.<BR><BR><B>Основные параметры</B><BR>В соответствии с проектом, представленным в Законодательное собрание, расходы бюджета Петербурга в 1998 году будут равны доходам и составят около 14,1 млрд рублей, или 15,5% к объему ВВП.<BR>Расходы бюджета состоят из бюджета текущих расходов и бюджета развития, составляющих 12,4 млрд рублей и 1,72 млрд рублей соответственно.<BR>В бюджет текущих расходов включены финансирование основных городских служб (здравоохранения, образования, милиции и общественной безопасности, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и других), финансирование городских программ и мероприятий, расходы по обслуживанию основного долга и по погашению кредиторской задолженности (см. таблицу).<BR>Бюджет развития включает адресную программу капитальных вложений, а также средства на приобретение оборудования и капитальный ремонт зданий.<BR>Разработчики бюджета отмечают, что источником финансирования бюджета развития является планируемое превышение текущих доходов над текущими расходами в размере около 1,5 млрд рублей.<BR><BR><B>Важное замечание</B><BR>Все суммы в проекте бюджета Петербурга на 1998 год кажутся неправдоподобно маленькими. Однако никакой ошибки нет. Дело в том, что проект формировался в деноминированных ценах (1 "новый" рубль равен 1000 "старых").<BR><BR><B>Резервы и потери</B><BR>Городские власти рассчитывают на то, что в следующем году собираемость налогов увеличится примерно на 10% (или на 600 млн рублей). Кроме того, администрация планирует в 1998 году на 680 млн рублей сократить прямые расходы на обслуживание внутреннего и внешнего долгов.<BR>С другой стороны, Петербург не входит в число субъектов Российской Федерации, получающих помощь в 1998 году. Даже несмотря на то, что с 1 июля 1997 года на финансирование из бюджета Петербурга переданы учреждения профессионального образования (ПТУ).<BR>На увеличение расходов повлияло также изменение статуса Петербургского телевидения. В следующем году власти города планируют выделить "5-му каналу" значительные средства в качестве дотаций (48 млн рублей).<BR>Компенсировать увеличение расходов по перечисленным статьям администрация решила за счет еще большего урезания затрат на ЖКХ и транспорт, подталкивая эти отрасли к реформированию.<BR><BR><B>Особенности политики</B><BR>В 1998 году значительно сокращено число бюджетополучателей, так как "наличие более 90 прямых получателей средств из городского бюджета делало неповоротливым его исполнение, ослабляло контроль за целевым расходованием средств".<BR>Основными распорядителями бюджетных средств в 1998 году становятся отраслевые и территориальные органы администрации. Остальные учреждения, получающие бюджетные средства, включаются в состав расходов отраслевого или территориального органа управления.<BR>Администрация не отказалась от реализации проекта по переходу на казначейскую систему исполнения бюджета. В свое время пилотный проект по переводу двух комитетов администрации на подобную систему с открытием счетов в БалтОНЭКСИМ Банке вызвал негативную реакцию банковского сообщества. Однако реализация пилотного проекта показала выгодность казначейской системы.<BR>Финансирование работ по созданию Электронной казначейской системы исполнения бюджета вкупе с Автоматизированной информационной системой бюджетного процесса (АИСБП) учтены в мероприятиях по отрасли "Информатика и связь". Представители администрации утверждают, что комплекс работ по созданию АИСБП и Электронной казначейской системы исполнения бюджета "позволяет осуществлять управление финансовыми ресурсами Петербурга на качественно новом уровне". Участниками электронного взаимодействия становятся комитеты, департаменты, управления администрации, а также банки, налоговые инспекции и получатели бюджетных средств.<BR><BR><B>ЖКХ и образование</B><BR>Текущие расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства в следующем году, по проекту бюджета, должны составить около 2,3 млрд рублей. Из них более 1,5 млрд будет направлено на покрытие различных убытков (в частности, "убытков по эксплуатации жилого фонда", "убытков теплоснабжающих организаций", "разницы в тарифах на теплоэнергию").<BR>Разработчики бюджета особо отмечают, что "впервые за последние несколько лет расходы на образование превысили расходы на жилищно-коммунальное хозяйство". Однако речь идет только о текущих расходах. Если же суммировать текущие расходы и финансирование из бюджета развития, то ЖКХ получит почти на 90 млн рублей больше, чем образование.<BR>По сравнению с 1997 годом текущие расходы на образование в проекте бюджета-98 увеличены на 719 млн рублей (или на 37%). Это увеличение включает в себя выделение средств для доплат к ставкам работников детских дошкольных учреждений (на 100%), а также работников общеобразовательных школ (на 30%).<BR><BR><B>Здравоохранение</B><BR>По проекту бюджета, расходы на здравоохранение и физическую культуру в 1998 году должны увеличиться на 6% (объем текущих расходов - около 1,45 млрд рублей).<BR>Помимо финансирования из бюджета в следующем году предполагается поступление 823,3 млн рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование.<BR><BR><B>Городской долг</B><BR>Администрация Петербурга не планирует в следующем году изменять размер основного долга. На конец 1997 года его размер будет составлять 4,058 трлн рублей.<BR> По проекту бюджета, 1 января 1999 года он будет составлять 4,058 млрд рублей (естественно, с учетом деноминации).<BR>При этом расходы по обслуживанию долга в 1998 году должны составить около 1,03 млрд рублей.<BR>Из 1,03 млрд рублей около 967 млн составляют прямые расходы по выплате процентов, дисконта и купонного дохода по внутренним и внешним займам, а около 63 млн рублей - прочие расходы (организационно-техническое обслуживание, уплата налога за регистрацию проспекта эмиссии, оплата услуг международных рейтинговых агентств и аудиторов). В нынешнем году прямые расходы по обслуживанию долга составят 1,585 млрд рублей.<BR>Структура основного долга Петербурга к концу 1998 года будет почти повторять его нынешнюю структуру.<BR>Администрация не планирует в следующем году проводить размещение облигаций на международных финансовых рынках, зато планирует полностью погасить векселя Комитета финансов, а также рассчитывает на привлечение синдицированного кредита Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).<BR><BR><B>Социальная политика</B><BR>В проекте бюджета-98 ассигнования на социальную политику составляют около 1,44 млрд рублей.<BR>Они включают в себя расходы на учреждения социального обеспечения, на мероприятия по оказанию социальной помощи, пособия на каждого ребенка, расходы на создание рабочих мест для безработных и т.д.<BR>Проект бюджета предусматривает также финансирование шести городских целевых программ социальной поддержки населения.<BR><BR><B>Транспорт</B><BR>В проекте бюджета предусмотрено выделение 941,6 млн рублей на возмещение убытков городского пассажирского транспорта.<BR>В пояснительной записке разработчики проета бюджета указывают на ограниченность бюджетных средств, направляемых на финансирование городского пассажирского транспорта, и настаивают на необходимости реформирования работы транспортных предприятий, особенно наземного транспорта.<BR>Власти еще раз подтверждают, что тарифная политика на транспорте будет меняться.<BR>В частности, планируется дифференцировать тарифы на проезд, в зависимости от единовременной оплаты количества поездок (то есть чем больше оплачено поездок, тем ниже тариф), в перспективе ввести "зонный" тариф на метрополитене, законодательно установить мораторий на предоставление льгот по оплате проезда в общественном транспорте и провести ревизию действующих льгот на проезд, предоставленных по решению властей Петербурга, "на предмет их отмены или перевода на адресный принцип".<BR><BR><B>Культура и искусство</B><BR>Расходы на культуру и искусство планируется увеличить на 119 млн рублей по сравнению с нынешним годом (или на 44%).<BR>Текущие расходы предполагают выделение около 258 млн рублей на нужды культуры и искусства. Бюджет развития увеличивает эту сумму еще на 133 млн рублей.<BR>В проекте бюджета-98 предусмотрены 35,7 млн рублей на установление 50%-ных доплат к ставкам заработной платы работников учреждений культуры.<BR><BR><B>Государственное управление</B><BR>Расходы на государственное управление составляют 3,25% бюджета текущих расходов (около 403 млн рублей).<BR>Эта сумма включает содержание органов исполнительной власти, 9 архивов и архивного управления, а также субсидии Госналогслужбе по Петербургу.<BR>При определении расходов на госуправление учитывалось планируемое сокращение государственных служащих в следующем году на 145 штатных единиц.<BR><BR><B>Погашение задолженности</B><BR>Одним из приоритетов городской политики в 1998 году провозглашено погашение бюджетной задолженности за прошлые годы.<BR>По проекту бюджета, 800 млн рублей выделяется для погашения кредиторской задолженности по оплате топливно-энергетических расходов, 158 млн рублей - для погашения кредиторской задолженности перед строителями и 200 млн рублей - прочей кредиторской задолженности.<BR><BR><B>Поручительства</B><BR>Недавно ЕБРР подготовил заключение, в соответствии с которым при нынешнем финансовом положении Петербурга город может выдавать поручительства под окупаемые инвестиционные проекты в размере около 10% бюджета-98. <BR>На сегодняшний день выдано поручительств на 0,5 трлн рублей (в нынешних ценах).<BR>Следовательно, администрация может выдать в 1998 году поручительств на 900 млн рублей (в ценах следующего года), так как планируемые доходы бюджета - 14,1 млрд рублей.<BR>В первую очередь поручительства планируется использовать для реализации проектов, связанных с реконструкцией аэропорта Пулково.<BR><BR><B>Муниципальные образования</B><BR>В связи с формированием бюджетов муниципальных образований расходная часть бюджета-98 несопоставима с расходной частью бюджета-97.<BR>Планируется, что доходы бюджетов муниципальных образований будут обеспечивать соответствующие доходные источники (см. таблицу).<BR>Кроме того, в 1998 году формируется фонд финансовой поддержки муниципальных образований (около 92,3 млн рублей).<BR><BR><B>Материал подготовил Борис Федоров на основе СправоЧных материалов к проекту бюджета Санкт-Петербурга на 1998 год</B>