В Ленобласти подвели итоги первого этапа транспортной реформы. Глава региона поставил ей четвёрку с минусом.
В 2025 году в рамках первого этапа транспортной реформы в Ленобласти на 104 маршрута вышло более 520 новых автобусов, сообщили "ДП" в областном комитете по транспорту. Из них 458 — среднего и большого класса, предназначенные для регулируемых маршрутов, и более 70 большого класса — для нерегулируемых.
На первых, как уточнили в ведомстве, реализована возможность оплаты проезда наличными, банковскими картами или льготными проездными на усмотрение пассажиров.
"Автобусы отвечают требованиям перевозки маломобильных категорий граждан, оборудованы валидаторами и кондиционерами. Часть машин на маршрутах Гатчинского, Всеволожского, Ломоносовского направлений оснащены системой радиоинформирования и звукового ориентирования “Говорящий город”", — рассказали "ДП" в комитете по транспорту Ленобласти.
Летом 2025 года в регионе запустили карту "Ленинградская" — аналог Единой карты петербуржца, а также мобильное приложение "Ладога" для планирования поездок. Как считают эксперты, это принципиально важное нововведение: областные маршруты впервые стали видимыми в цифровом пространстве. "Функциональность развивается ежемесячно", — подчеркнули в областном комитете по транспорту.
Исследователь общественного транспорта Михаил Чапаев перечисляет ряд значимых моментов реформы.
"Во–первых, проведено масштабное обновление парка при заметной финансовой поддержке региона, — говорит он. — Перевозчики получили стимул вкладываться в новый подвижной состав: Ленобласть компенсирует существенную часть стоимости автобусов и доплачивает за их эксплуатацию".
Во–вторых, по словам эксперта, изменилась экономика перевозок. Теперь ключевой параметр — это оплата транспортной работы: область компенсирует перевозчикам до 70 рублей за километр пробега. В такой системе, как правило, выживают только крупные перевозчики, считает эксперт.
"В отличие от Петербурга, мы сохранили возможность получения платы непосредственно перевозчиком. В Петербурге, независимо от количества перевозок, платится определённая фиксированная сумма. Мы сказали, что и компенсацию платим, и перевозчик ещё собирает плату, чтобы была прямая заинтересованность", — рассказал на прошлой неделе губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.
Третье изменение, которое выделяет эксперт Михаил Чапаев, — цифровой контроль через ГЛОНАСС и автоматизированную систему учёта.
"Каждый рейс фиксируется в системе, а за невыход на линию или срыв графика автоматически начисляются штрафы. Это резко повышает цену халатности для перевозчика", — говорит он.
Проблемы областного транспорта
Однако на недавней пресс–конференции Александр Дрозденко поставил транспортной реформе региона "четвёрку с минусом". Он упомянул срывы рейсов, требования водителей платить наличными, отсутствие автобусов на интернет–картах. Губернатор пояснил, что в 2025 году приоритет дали перевозчикам, а не пассажирам и комитету необходимо сместить фокус на вторых.
"Есть жалобы, что пассажиры ждут на остановке в очереди из 40 человек, не влезают в автобус, потому что он приехал маленький. Новый должен прийти через 3 минуты, а он приходит через 15 минут. Мы должны сказать: вы нарушили условия. Вам положено 70 рублей за километр пробега — минус 10% штраф", — заявил Александр Дрозденко.
Сохраняются и проблемы, которые были до транспортной реформы. Одна из главных — нехватка водителей.
"Она начала вырисовываться к концу прошлого десятилетия: в Петербурге, например, многие маршрутки закрывались и оптимизировались в том числе по этим причинам. Из–за прекращения сроков действия разрешений на работу из России стали уезжать работавшие водителями мигранты. Государство и перевозчики ищут разные способы выйти из кризиса. Где–то привлекают женщин–водителей, где–то — иногородних с предоставлением выгодных условий и общежитий. Некоторые перевозчики предлагают работу жителям удалённых деревень и посёлков", — комментирует петербургский активист Роман Порошин.
Губернатор Ленобласти заявил, что поиском водителей должны заниматься перевозчики, в ином случае их заменят на других.
Все опрошенные "ДП" эксперты обращают внимание на ещё один фактор — состояние транспортной инфраструктуры Ленобласти. На данный момент в каждом районе оно разное. На многих маршрутах по–прежнему остаются старые остановочные павильоны, тусклое освещение, а в зимнее время плохо содержатся подходы к остановкам.
Центральная проблема, на которую жалуются жители, — отсутствие расписания на маршрутах. В комитете по транспорту Ленобласти сообщили "ДП", что его по контрактам размещают перевозчики, за невыполнение работы им грозят штрафы.
"Одним из последних (на конец 2025 года. — Ред.) информационное оборудование разместило АО “Третий парк” на маршрутах №462 (станция метро “Ладожская” — п. Углово) и №557 (станция метро “Озерки” — медицинский центр “Белоостров”). Другие перевозчики практически не занимаются обновлением информации на областных участках маршрутов. Возможно, это и не так актуально — плановое время прибытия может не совпадать с фактическим отображением на картах", — отмечает Роман Порошин.
Эксперты также говорят о необходимости пересмотра трасс автобусов: часть из них либо дублирует друг друга, либо имеет не самый удачный маршрут. Важнее всего проработать это в зонах массовой жилой застройки, например в Мурино, Новосаратовке Всеволожского района и Новоселье Ломоносовского района.
Перспективы транспортной реформы
В 2026 году планируется уже второй этап реформы, на этот раз внимание направят на муниципальные маршруты.
"Перед нами стоит задача навести порядок с оказанием услуг: ликвидация очередей, уменьшение интервалов, недопущение срывов маршрутов. Вторая задача — внедрение цифровых сервисов. Реформа будет эффективной, когда в неё будут входить и региональные маршруты, и муниципальные. У нас зачастую жалобы на работу вторых", — комментировал Александр Дрозденко.
Как рассказали "ДП" в областном комитете по транспорту, общая сумма расходов по перевозке пассажиров в рамках госконтрактов в прошлом году составила 756,5 млн рублей. В 2026–м на оплату транспортной работы перевозчикам регион выделит почти 1,2 млрд рублей.
В Комтрансе добавили, что модель перевозок кардинально не поменяется. Заказчиком по смежным межрегиональным и межмуниципальным маршрутам продолжит выступать комитет, по муниципальным — районные администрации.
"Если бы Ленобласть получила в ведение все маршруты, можно было бы решить сразу ряд проблем с дублированием. Сейчас из–за того, что существуют одинаковые трассы муниципальных и межрегиональных автобусов, деньги тратят и район, и регион. Это можно было бы оптимизировать в рамках действующих госконтрактов. Такой опыт был, например, в Ярославской области", — считает транспортный аналитик Владислав Булгаков.
"Транспортная реформа — важнейший шаг к повышению уровня жизни населения Ленобласти. Дальнейший успех будет зависеть от того, насколько власти сумеют организовать процесс. Решения по маршрутам нельзя принимать только на основе кабинетных расчётов — они должны опираться на полевые исследования, мониторинг загрузки и социологические опросы населения. Эти данные позволят оптимизировать частоту, протяжённость и конфигурацию маршрутов в соответствии с реальными потребностями жителей", — резюмирует Михаил Чапаев.
