В прошлом году кредиторы опубликовали на Федресурсе (они это делать обязаны) более 36 млн уведомлений о привлечении для взыскания коллекторов. Чуть больше трети из них — сообщения о прямой продаже долга взыскателям.
Нюанс в том, что в одной публикации может быть несколько уведомлений по разным ссудам. Значит, реальное количество кредитных досье, переехавших из офисов кредиторов в коллекторские организации, гораздо больше. Банкам и МФО проще и дешевле передать проблемный долг третьим лицам, чтобы не портить собственную статистику. Коллекторы же на убеждении должников зарабатывают.
Цифра, наверное, не столь значительная. Всего–то половина трудоспособного населения страны. Но вот в 2025 году банки выдали немногим больше 27 млн любых розничных кредитов. Значит, неплательщиков по факту больше, чем удалось привлечь новых должников. Банк России когда–то говорил, что граждан с действующими долгами около 51 млн человек — две трети из них потенциально в работе у коллекторов. Каждый переданный коллекторам кредитный договор — отдельная маленькая трагедия конкретного человека.
При этом никакого кризиса неплатежей. Система работает, и даже пока без видимых сбоев: люди берут ссуду, не справляются с финансовой нагрузкой и перестают платить. Дальше, при желании, начинают общаться с коллекторами. В крайнем случае инициируют банкротство, ограничивая себя на непродолжительное время в новых кредитах. Тем временем за подобных неплательщиков платили и продолжают платить их же добросовестные друзья и коллеги. В виде высоких ставок. Кому–то необходима ссуда, так как они не успевают накопить на телевизор, зубы, машину или квартиру. А кредиторам нужно покрывать убытки.
Снизить кредитный накал не помогают ни уроки финансовой грамотности в школах, ни множество запретов регулятора — то придумали соотношение доходов к расходам, то ограничили количество займов в одни руки, то ввели паузу 48 часов для зачисления кредитных денег. Дальше, видимо, будет больше: по стране только по банковским ссудам объём неплатежей граждан приблизился к 1,7 трлн рублей (по Петербургу — свыше 62 млрд). Впору вводить обязательную проверку на полиграфе об истинных намерениях каждого потенциального заёмщика. Вне зависимости от суммы запрашиваемого кредита. И естественно, чтобы вся процедура — за его счёт.
Читайте также:
Банки
Петербургские ИП потеряли чувство долга

