Бывший директор фирмы "Эфо" Сергей Пацкевич отбился от требований нового руководства компании вернуть полученные сотрудниками премии за три года на общую сумму 112 млн рублей.
Причина — убытки компании из-за ухода с российского рынка иностранных производителей электроники.
Сергей Пацкевич — один из сооснователей "Эфо", до 2024 года он занимал пост генерального директора. А сама фирма "Эфо" ведет свою деятельность с 1995 года и является одним из крупнейших поставщиков оргтехники. Правда, в связи с санкциями и уходом из страны многих мировых брендов электроники, дела у компании стали ухудшаться.
Если в 2021 году "Эфо" заработала 1,94 млрд рублей, то в 2022 году — 1,85 млрд рублей, а в 2023 — 1,39 млрд рублей. Компания работала в минус. Убыток в 2023 году составил 13,9 мл рублей.
Но и до масштабных санкций показатели были не слишком велики — например, в 2020 году "Эфо" заработала 70 млн рублей.
В феврале 2024 года на внеочередном собрании собственников Пацкевича отстранили от должности и новое руководство компании посчитало, что своими управленческими решениями топ-менеджер привел "Эфо" к убыткам. В вину Пацкевичу ставили в частности начисленные премии сотрудникам с 2021 по 2023 год. Всего коллективу выплачено 139 млн рублей в виде премий. В компании в 2021 году работало 136 человек.
Кому и сколько Пацкевич начислял премий, неизвестно. Но если разделить спорную сумму в равных долях на всех сотрудников, то получится, что речь идет примерно о 340 тысячах рублей на одного работника за год.
В новом руководстве "Эфо" пришли к выводу, что с учетом падающей выручки это чрезмерно щедрое вознаграждение и сотрудникам было бы достаточно 27 млн за три года (примерно по 66 тысяч рублей на человека в год). Переплату компания решила переложить на плечи уволенного директора.
Сам Пацкевич во время разбирательства в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области заявил, что материально стимулировал работников исключительно за высокие личные достижения и профессионализм, тем более, что положение о премировании закреплено во внутренних документах компании. А разрывы договоров с поставщиками и уход из России иностранных брендов электроники с усилиями специалистов никак не связан.
Более того, бывший директор утверждал, что именно благодаря тому, что компания продолжала премировать сотрудников в сложное время, фирма смогла остаться на плаву. Еще одним аргументом в пользу того, что премии не подорвали финансовое положение компании стало то, что "Эфо" в 2023 году выплатила дивиденды в размере 150 млн рублей.
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области согласился с аргументами Пацкевича, однако у нового руководства «Эфо» еще есть возможность обжаловать это решение.
“
"Взыскание с директора выплаченных премий как убытков действительно является одним из распространенных инструментов в корпоративных войнах, однако успехом заканчиваются, как правило, те кейсы, где премировались связанные каким-либо образом с руководителем сотрудники, или же премии выплачивались директором самому себе", — рассказала "ДП" партнёр Gate.legal Полина Лексина.
При этом эксперт отметила, что поскольку речь идет о выплате премий сотрудникам, сам факт подачи такого иска выглядит скорее как попытка припугнуть бывшего директора, чем как мера, на успех которой истец действительно рассчитывал.
Ассоциированный партнер Skif Consulting, адвокат Адвокатской палаты Московской области Алексей Трофимов рассказал, что неразумность при начислении премий проявилась бы, если бы топ-менеджер не учел критически значимую информацию или не получил согласования. Однако положение о премировании в фирме действовало еще с 2015 года, а финансовая отчетность была доступна учредителям.
“
"По этой же причине не может быть взыскана с директора и выплаченная заработная плата как самому себе, так и другим работникам, если такие работники, включая самого директора, действительно выполняли свою трудовую функцию" , — рассказал Трофимов.
Стоит отметить, что сам Пацкевич пытался через суд оспорить свое увольнение, но проиграл в трех инстанциях, а Верховный суд отказался рассматривать его иск. Причина ухода топ-менеджера, который возглавлял фирму с момента оснований официально не названа, просто учредители решили сменить руководство. Суды посчитали, что собственники имеют на это право.
В самой фирме "Эфо" на вопросы "ДП" оперативно не ответили. Сергей Пацкевич в разговоре с корреспондентом "ДП" призвал дождаться вступления судебного акта в законную силу.
В первые годы своей деятельности "Эфо" тесно сотрудничала с компанией "Марвел", которая впоследствии выросла до ИТ-гиганта "Марвел-Дистрибуция". Учредителем "Эфо" до 2018 года значилась кипрская "Эфо Холдингс Лимитед", затем компания перешла к "Марвел Компьютер Солюшинс Лимитед", а в 2019 году 66% доли компании оказались у "Конкур Холдинг Лимитед", также зарегистрированной на Кипре. В июле 2024 года ее исключили из числа совладельцев.
