Режим скорости и качества: рынок проектирования в 2026 году

Автор фото: Нейросеть GigaChat

По данным "ГидМаркета", в предыдущие 5 лет рынок строительного проектирования России демонстрировал стабильный и плавный рост. Если в 2020-м его объём составлял 635,8 млрд рублей, то в 2024-м — 1,1 трлн. Об особенностях 2025 года рассказал генеральный директор проектной организации "АСП-Структура" Евгений Баутин.

Все вызовы, с которыми столкнулась строительная отрасль в 2025 году, оказывали существенное влияние и на рынок проектирования, но какие факторы стали определяющими в развитии именно вашей сферы деятельности?
— В сложившихся экономических условиях все стараются найти способы сохранить финансовую стабильность. Нужно минимизировать риски и лишние траты. В строительстве цена простоя или какой-то ошибки всегда была велика. Поэтому для заказчиков выросло значение сроков проектирования. Важнейшим фактором стала скорость принятия правильных решений — как технических, так и управленческих. В этом случае особенно видна ценность BIM-технологии в части визуализации задачи или проблемы, а среда общих данных позволяет ускорить коммуникацию между участниками проекта.
Евгений Баутин, генеральный директор проектной организации "АСП-Структура"
Евгений Баутин, генеральный директор проектной организации "АСП-Структура"
Автор: Елена Сашнева
Учитывая такие тенденции, изменились ли требования клиентов к экономическому обоснованию проекта? Хочет ли сегодня заказчик больше детализации?
— Не могу сказать, что к проектным бюро стали предъявляться более серьёзные требования в части экономики проекта. Да, заказчик сейчас настаивает, чтобы ему предложили больше альтернативных вариантов, он хочет выбрать наиболее сбалансированное решение по соотношению цена — качество — сроки. Но в вопросах детального экономического обоснования всё-таки больше доверяет своей маркетинговой службе или обращается в специализированные компании за анализом. Современные цифровые технологии активно развивают функционал анализа, прогноза, визуализации данных и их прозрачности, но всё-таки нельзя ещё говорить об обязательности такой составляющей проекта.
А каких сегментов недвижимости в России не коснулся и точно не коснётся такой тренд, как "просушка" продукта?
— Любые объекты премиум-класса нельзя упростить. Ведь тогда они потеряют авторский стиль, будут уступать по уровню. Можно использовать какие-то альтернативные материалы, оптимизировать проект, но всё-таки это не может быть серьёзное упрощение.
К слову, про материалы, а также технологии и инженерные решения: можно ли говорить, что к 2025 году с точки зрения выбора и поставок стало полегче в плане стабильности, если сравнивать с 2022–2024-м?
— Проще не стало. Отрасль адаптировалась к новым условиям — и к внутренним, и к внешним изменениям. Многие поставщики и промышленные компании уже наладили производство и логистику, что позволило снизить неопределённость. Однако цены на материалы остаются высокими, а доступность некоторых технологий и ресурсов зависит от внешних факторов.
Кстати, как рынок переживает BIM/ТИМ-трансформацию?
— Фундаментальные процессы всегда идут долго и тяжело. Трансформация длится уже несколько лет, а то и десятилетий, — и ещё неизвестно, сколько будет продолжаться. На данный момент все участники строительной отрасли — проектировщики, девелоперы, строители, поставщики и даже маркетологи — осознают необходимость изучения, внедрения и применения современных технологий. Но комплексное использование цифровых инструментов на всех этапах строительного процесса ещё незначительное. Более того, подавляющая часть рынка вообще далека от этой трансформации. И причины этого всем известны: дело не столько в сложности внедрения, сколько в необходимости инвестиций в изменение процессов, закупку софта, обучение сотрудников.
При этом надо отметить, что в нашей стране сложилось достойное профессиональное комьюнити, которое неравнодушно и с большим энтузиазмом развивает технологии и инструменты, сотрудничает с государством в части законотворчества, делится своим опытом. Оно старается провести трансформацию, основываясь на международном опыте, но всё-таки с учётом российских реалий.
Если продолжать тему цифровизации, есть интересные данные, учитывая, что сегодня многие компании в той или иной мере стремятся применять искусственный интеллект. Но опрос, проведённый одним из игроков рынка проектирования, показал, что в вашей сфере деятельности ИИ в 2025 году был мало востребован — из-за сложностей интеграции, в силу специфики отрасли. На ваш взгляд, что-то изменится в 2026-м? И в чём нейросети всё же смогут быть полезны вашему бизнесу?
— Использование искусственного интеллекта — это пока ещё "игрушка" для малого количества компаний. Промышленные и IT-гиганты или предприятия-энтузиасты сейчас только исследуют его возможности. Но для подавляющей массы компаний строительной отрасли вопрос о применении ИИ даже не стоит. Нет доверия к нему.
Конечно, есть много специалистов, которые создают визуализации, концепции с помощью ИИ, но если говорить о расчётах или даже о проверке проектных решений, то встаёт вопрос: а кто за это будет отвечать? То есть функционал нейросетей должен быть сертифицирован, подтверждён госструктурами. Проектировщик должен быть на 100% уверен, что решения, которые были приняты ИИ, соответствуют нормам, что они технически верные. Поэтому я не думаю, что доверие к искусственному интеллекту сильно вырастет в 2026 году.
Создаёт ли текущая ситуация на рынке необходимость в освоении новых компетенций сотрудниками проектных бюро: value engineering, менеджмент проектов, навыки экономиста и пр.?
— Конечно, расширение компетенций — это хорошо. Но мне кажется, что специалисты должны знать и стараться использовать современные инструменты для упрощения своей работы, повышения её качества, а не становиться и инженером, и экономистом, и маркетологом в одном лице.
Да, проектировщик должен принимать экономически обоснованные решения и должен искать альтернативные материалы или оборудование, отвечать запросу заказчика. Но всё-таки принципиальные экономические и маркетинговые вопросы должны решать соответствующие специалисты.
Вы уже сказали о растущем значении сроков — как говорят некоторые игроки рынка, они сжимаются. Какие инструменты сегодня помогают встроиться в этот темп?
— Заказчик всегда хочет, чтобы проект был готов "вчера". Поэтому для успешной работы нужна тесная коммуникация с заказчиком уже на стадии обсуждения концепции проекта. Важно, чтобы на старте объёмно-планировочные решения и дизайн были принципиально определены и согласованы. Нужно обратить внимание на то, что любые последующие изменения в проекте неминуемо повлекут за собой увеличение сроков проектирования и, соответственно, отразятся на темпах строительных работ. Ведь скорость выдачи здесь зависит не только от проектировщика, но и от частоты изменений исходных данных.
Каковы ваши прогнозы для отрасли в целом на 2026 год?
— Прогнозы давать бесполезно. Как будет складываться ситуация, зависит от комбинации различных факторов.
Я думаю, что нужно готовиться к напряжённой работе. Кто готов трудиться и не боится вызовов, у того больше шансов выйти из шторма победителем. Будем проявлять гибкость, смекалку, работать командой и оптимистично смотреть в будущее.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.