Бизнес сокращает траты на корпоративные подарки к Новому году, но делает их более эксклюзивными. Многие предпочитают потратить деньги на благотворительность.
Бизнес стал более осторожен с тратами на корпоративные подарки как для деловых партнёров, так и для собственных сотрудников. Многие компании вместо массового мерча предпочитают небольшие, но уместные решения. Это особенно заметно в b2b–сегменте, где подарок — не просто сувенир по случаю, а элемент деловых отношений.
Лучше меньше, да лучше
По данным различных исследований, около 14% компаний говорят о снижении трат на подарки. Треть, наоборот, увеличивают подарочные бюджеты. Большинство же оставляют их на прежнем уровне. Однако в любом случае меняются вкладываемый смысл и общий подход.

"В IT и финансовом секторе заметен частичный отказ от “коробочных” подарков ради цифровых. Тут скорее речь не об экономии, а о смене формата и этикета: подарок должен быть уместным, современным, не создающим получателю обязательства “куда теперь это деть”", — рассказала "ДП" специалист по деловому, светскому, международному этикету, эксперт по кросс–культурным коммуникациям Валентина Хлистун.
По её словам, в последние годы понимание корпоративного подарка изменилось. Если раньше было важно, "что подарили" и "сколько стоит", то сегодня важнее, "кому и зачем". Деловой этикет постепенно уходит от демонстративных жестов к более тонким, персональным.
"Кроме экономических факторов есть ещё и этический: подарок должен быть уместным, персонализированным и выражать уважение, а это часто дешевле, чем прежняя модель “много и всем”. Именно поэтому мы наблюдаем не исчезновение подарков, а их эволюцию в сторону менее больших, но более точных и уважительных жестов", — добавила эксперт.
Эти тенденции подтверждают представители крупного бизнеса, например строительных холдингов.
"Речь не про экономию ради экономии. Просто ушло желание делать подарки для галочки. Если уж дарим — то что–то осмысленное, а не формальный набор в конце года", — поделился с "ДП" один из руководителей строительной компании.
Девелоперы отходят от статусных и имиджевых решений в пользу практичных и персонализированных вариантов.
"Если раньше хотелось, чтобы подарок выглядел дорого и бросался в глаза, то сейчас важнее, чтобы он был уместным и полезным. Чтобы человек реально мог им пользоваться, а не убрать на полку", — рассказывает директор по маркетингу ещё одной компании–застройщика.
"При выборе корпоративных подарков для нас важны персональные предпочтения, если речь идёт о личном поздравлении руководителя компании. Мы больше ориентируемся на прикладную ценность для получателя, на то, что он будет часто использовать, на то, что станет для него ценным в быту, в работе, а возможно, и на отдыхе", — говорит о том же генеральный директор ООО "Стройрент" Анна Демидова.
Стоимость по–прежнему учитывается, но уже не играет решающей роли. На первый план выходят универсальность, функциональность и понимание контекста.
"Лучше сделать один нормальный, продуманный подарок для ключевого партнёра, чем раздать десятки одинаковых наборов, которые никому не нужны", — резюмируют представители отрасли.
Берегитесь взяток!
Бизнесу рекомендуют помнить и о юридических тонкостях. Например, существуют ограничения для подарков относительно их денежного эквивалента (3 тыс. рублей) для работников образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные и аналогичные услуги; лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, служащих Банка России.
Аналогичные правила действуют и в отношениях между коммерческими организациями, обращает внимание адвокат, партнёр консалтинговой компании "Братья Яблоковы" Артём Яблоков.
"С юридической точки зрения подарок госслужащему — благо, преподносимое безвозмездно и не превышающее по стоимости 3 тыс. рублей. Взятка же — это благо, которое передаётся за совершение определённых действий (бездействия) в пользу взяткодателя и которое может как превышать по стоимости 3 тыс. рублей, так и не превышать", — добавляет эксперт.
Экономить на своих?
В случае с презентами своим сотрудникам тренды также меняются. По данным маркетплейса цветов и подарков Flowwow, средний чек в Петербурге вырос на 8% по сравнению с 2024 годом и достиг 4553 рублей.
"В условиях кадрового голода сотрудник скорее отдаст предпочтение компании с развитой корпоративной культурой, где о нём заботятся. В данном случае подарки становятся одним из инструментов лояльности и удержания", — отмечает руководитель направления корпоративных клиентов Flowwow Иван Добровольский.

Тратить деньги на подарки стали ответственнее
Директор по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре "Билайна" Зоя Иванова заметила, что компании сейчас выбирают подарки, которые "живут" дольше и могут дополняться.
"Например, сотруднику дарят футболку, а дальше он может собирать свой набор — пины, обвес к ней, аксессуары, дополнительные элементы в мерч–шопе. Это делает подарок персонализируемым и более ценным", — рассказала она.
В пресс–службе Ozon поделились, что регулярно проводят интерактивные мероприятия, которые уже стали доброй традицией: тематические лендинги, конкурсы, образовательные лекции, квизы и викторины. Также у компании много мерча.
"От базовых must–have–вещей до приятных lifestyle–аксессуаров: худи, лонгсливы, футболки, термосы, коврики для стола, уютные свитеры и пледы, стильные шоперы и сумки. Мы никогда не раздаём мерч просто так. Его можно выиграть или получить в награду за достижения или активность. В каждую такую активность мы закладываем смысл: будь то новые знания, знакомство с компанией или важным бизнес–направлением", — добавили там.
Твори добро
Один из недавних трендов — замена подарков на участие в благотворительной акции. Бизнес уже не первый год имеет такую возможность, и многие компании ею пользуются. Выбрать направление можно, изучив списки фондов на сервисах "VK Добро", Т–Банк, "Помощь рядом" ("Яндекс"), "СберВместе". Они проводят глубокую проверку НКО и гарантируют прозрачность тех, кто прошёл верификацию, подчёркивает руководитель отдела фандрайзинга благотворительного фонда AdVita Ирина Лобань.
Многие фонды делают сувенирную продукцию, которую компания может закупить в качестве подарков сотрудникам и партнёрам. Есть формат с условным названием "Благотворительность вместо сувениров", когда компания передаёт фонду весь "сувенирный" бюджет или его часть, а партнёрам и сотрудникам дарит открытки на основе рисунков подопечных организации.
"Мы много лет подряд проводим акцию — поздравляем взрослых онкологических пациентов, которые Новый год встречают в больницах да ещё и в чужом городе. Наши партнёры участвуют в этой акции: собирают подарки в офисах или закупают что–то и передают в фонд, — поделилась Ирина Лобань. — Бизнес всё больше смотрит в сторону интеграции благотворительности и праздничных мероприятий, будь то общие — Новый год, 1 сентября — или внутренние значимые события самой компании. Малый и средний бизнес тоже активно интересуется и откликается на наши предложения".
Поддержка социальных проектов, фондов и локальных инициатив всё чаще воспринимается как более честный и понятный жест, чем традиционные подарочные наборы.
“
Около 40% компаний отказались от корпоративов в этом году. Бизнес понимает, что его ожидает не самое лёгкое время, поэтому подход становится рациональным. Люди накопили напряжение, в том числе из–за информационного шума соцсетей и общей повестки. Поэтому дарить что–то, связанное с работой, — значит в очередной раз о ней напомнить и вернуть людей от ожидания праздника к рутине. Поэтому сейчас дарят игрушки, сладости (в том числе ручной работы), fashion–мерч (одежду) и аксессуары (например, варежки), а также термокружки. Посыл в том, чтобы проявить заботу о каждом человеке. Снова в тренде подписанные от руки открытки с пожеланиями, шоперы, в которых удобно носить вещи, мягкие тапочки, тёплые пледы. Также появляются различные приборы для домашнего уюта — маленькие увлажнители воздуха, камины, ароматизаторы — это более дорогая история. Заметно, что бизнес уходит от "веерной рассылки" подарков. Ещё 5–10 лет назад было популярно закупать мерч оптом и раздавать всем одинаковые пакеты с ежедневниками. Сейчас же даже составляют списки — что, кому и зачем дарим. Большой акцент делается на боксы — они предполагают, что человек будет их открывать и испытает радость. Кстати, периодически партнёрам дарят билеты в театр — это тоже способ персонализации подарка.

Елена Пономарёва
генеральный директор "Лаборатории трендов"
“
С юридической точки зрения подарок и взятка различаются по ряду ключевых критериев, связанных с мотивами, условиями передачи и правовыми последствиями. Во–первых, безвозмездность. Подарок — это передача имущества или прав без встречных обязательств. Даритель не ожидает конкретных действий от одаряемого. Взятка же — это передача ценностей в обмен на совершение определённых действий (или бездействия) в пользу дарителя; есть прямая связь с деловыми интересами или служебными полномочиями получателя. Во–вторых, цель. Подарок делается с целью проявления внимания, уважения, благодарности, связанных с личными или официальными событиями (юбилей, праздник, протокольное мероприятие). Взятка делается с целью получения неправомерного преимущества, влияния на решения или действия должностного лица, использования его служебного положения. Подарок никак не связан с выполнением служебных функций получателя, если это не противоречит ограничениям закона. Взятка непосредственно связана с должностным положением получателя или его служебными полномочиями, может включать общее покровительство или попустительство по службе. Взятка влечёт уголовную ответственность (ст. 290 УК РФ для получения, ст. 291 УК РФ для дачи взятки). Наказание включает штрафы, лишение свободы до 15 лет, запрет занимать определённые должности.

Юрий Пустовит
управляющий партнёр адвокатского бюро "Юг"
“
Подарки в дорогом сегменте (бизнес–класс) всё так же актуальны и сейчас имеют максимальный вес. Что касается среднего сегмента, то подарки здесь практически перестали дарить и готовить для коллег и партнёров. Чтобы среднему бизнесу быть заметным среди нескольких крупных — нужно постараться. Дорогой сегмент, наоборот, набирает обороты, но игроков становится немного. Если говорить о трендах, сейчас актуально дарить то, что поможет человеку хотя бы немного отдохнуть.

Анастасия Денисенко
руководитель агентства "Инстинкт продаж"
“
Более трети петербургских сотрудников дарят лично подарки коллегам, ещё около четверти участвуют в игре "Тайный Санта". Что касается выбора подарков, то петербуржцы отдают явное предпочтение практичным и универсальным вариантам. Абсолютным лидером являются съедобные подарки (наборы чая, конфеты и т. д.) — их выбирает почти половина. В творческих индустриях также высок спрос на предметы для дома и отдыха и косметику. В IT и строительстве чаще, чем в других областях, дарят атрибуты хобби и подарочные сертификаты.

Юлия Сахарова
директор hh.ru по СЗФО


