Невский проспект перестал быть парадной витриной города. Места шикарных ресторанов и флагманских магазинов люксовых брендов заняли мелкие арендаторы самых банальных профилей — от шавермы до букмекеров.
Прогуливаясь по Невскому проспекту, невозможно не заметить, как он изменился за последние годы. Уход международных брендов, снижение туристского потока, изменение потребительских привычек — всё это серьёзно повлияло на портрет арендаторов и внешний облик самого проспекта.
Если раньше это была витринная улица для крупных брендов, которые открывали флагманские магазины, то сейчас крупных брендов здесь уже не так много, а люксовых и вовсе нет. Не состоялся и казавшийся очень перспективным fashion–квартал на Старо–Невском.
Назад в нулевые
Многочисленные точки продажи табака, непонятные сувенирные лавки в полуподвальных помещениях, букмекерские конторы, магазинчики со сладостями — вот актуальное наполнение Невского проспекта. Фасады увешаны пёстрой и сияющей рекламой, навевая воспоминания о начале нулевых.
Директор "Книжной лавки писателей" Виталий Фёдоров подчёркивает, что историческая слава Невского проспекта как главной улицы России всегда подтверждалась его роскошью, блеском, знаменитой застройкой по принципу "единого фасада". На нём располагалось множество разнообразных учреждений: банков, ресторанов, кондитерских, кафе и, конечно же, магазинов. Причём с имперских времён это были самые лучшие магазины, посещение которых было для горожан и гостей города особым ритуалом.
"Последние годы нас пытаются приучить к прыгающей плитке тротуаров, к грязи во всех её проявлениях, огромным лужам после дождя, засилью ярких кричащих и режущих глаз вывесок мелких сувенирных лавок, вейпов, шаверм. При этом отменив уютные летние террасы кафе и ресторанов", — сетует Фёдоров.
Независимый консультант по недвижимости и ретейлу Владимир Каличава согласен, что деградация Невского проспекта заметна невооружённым глазом. Наиболее странно, по его мнению, смотрятся шавермы, кебабы, дешёвые столовые, букмекеры и интерактивные "музеи" с назойливыми зазывалами.

Жители Петербурга стали всё реже ездить
за покупками в магазины на Невском проспекте
"Подобная картинка в долгосрочной перспективе обрушит средний чек, а за этим и уровень гостей города как в экономическом, так и в социально–культурном плане. Что в свою очередь маргинализирует людской поток на Невском со всеми вытекающими последствиями", — считает эксперт.
По его оценке, всё началось в 2020 году, с приходом пандемии. Закрытие большого количества заведений общепита совпало с сокращением банковской розницы и привело к большому проценту вакансии. Следующая стадия — 2022–2023 годы с катастрофическим уменьшением потока иностранных туристов и уходом международного ретейла. За ними ушла и определённая корпоративная культура, от вывесок и витрин до сотрудников и сервиса.
Руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай отмечает, что ещё несколько лет назад бренды, которые заходили на рынок Петербурга, старались открыть флагманскую точку именно на Невском проспекте. Это работало в том числе на рекламу. Сейчас же всё иначе.
"Динамика выхода новых международных и локальных брендов снижается как по России в целом, так и в Петербурге в частности. Только 13 из 53 брендов, которые появились на рынке в 2024–2025 годах, открыли магазины в Петербурге. Показательно, что ни один из них не представлен в формате стрит–ретейла на Невском проспекте. Однако пять магазинов новых игроков открылись в “Галерее” и один в “Невском центре”", — подчёркивает Екатерина Ногай.
Стрит–ретейл в прошлом?
Эксперты отмечают, что новые бренды в целом не нацелены на развитие в формате стрит–ретейла. Как правило, игроки открывают один–два магазина в крупных ТЦ с высокой посещаемостью и продолжают развитие через онлайн–каналы продаж.






