Шаверма и вейпы вместо флагманских магазинов: во что превратился Невский проспект

Эксперты заявили об опасности деградации торговли на Невском проспекте

Невский проспект перестал быть парадной витриной города. Места шикарных ресторанов и флагманских магазинов люксовых брендов заняли мелкие арендаторы самых банальных профилей — от шавермы до букмекеров.

Прогуливаясь по Невскому проспекту, невозможно не заметить, как он изменился за последние годы. Уход международных брендов, снижение туристского потока, изменение потребительских привычек — всё это серьёзно повлияло на портрет арендаторов и внешний облик самого проспекта.
Если раньше это была витринная улица для крупных брендов, которые открывали флагманские магазины, то сейчас крупных брендов здесь уже не так много, а люксовых и вовсе нет. Не состоялся и казавшийся очень перспективным fashion–квартал на Старо–Невском.

Назад в нулевые

Многочисленные точки продажи табака, непонятные сувенирные лавки в полуподвальных помещениях, букмекерские конторы, магазинчики со сладостями — вот актуальное наполнение Невского проспекта. Фасады увешаны пёстрой и сияющей рекламой, навевая воспоминания о начале нулевых.
Директор "Книжной лавки писателей" Виталий Фёдоров подчёркивает, что историческая слава Невского проспекта как главной улицы России всегда подтверждалась его роскошью, блеском, знаменитой застройкой по принципу "единого фасада". На нём располагалось множество разнообразных учреждений: банков, ресторанов, кондитерских, кафе и, конечно же, магазинов. Причём с имперских времён это были самые лучшие магазины, посещение которых было для горожан и гостей города особым ритуалом.
"Последние годы нас пытаются приучить к прыгающей плитке тротуаров, к грязи во всех её проявлениях, огромным лужам после дождя, засилью ярких кричащих и режущих глаз вывесок мелких сувенирных лавок, вейпов, шаверм. При этом отменив уютные летние террасы кафе и ресторанов", — сетует Фёдоров.
Независимый консультант по недвижимости и ретейлу Владимир Каличава согласен, что деградация Невского проспекта заметна невооружённым глазом. Наиболее странно, по его мнению, смотрятся шавермы, кебабы, дешёвые столовые, букмекеры и интерактивные "музеи" с назойливыми зазывалами.
Жители Петербурга стали всё реже ездить
за покупками в магазины на Невском проспекте
Жители Петербурга стали всё реже ездить за покупками в магазины на Невском проспекте
Автор: Михаил Тихонов/"ДП"
"Подобная картинка в долгосрочной перспективе обрушит средний чек, а за этим и уровень гостей города как в экономическом, так и в социально–культурном плане. Что в свою очередь маргинализирует людской поток на Невском со всеми вытекающими последствиями", — считает эксперт.
По его оценке, всё началось в 2020 году, с приходом пандемии. Закрытие большого количества заведений общепита совпало с сокращением банковской розницы и привело к большому проценту вакансии. Следующая стадия — 2022–2023 годы с катастрофическим уменьшением потока иностранных туристов и уходом международного ретейла. За ними ушла и определённая корпоративная культура, от вывесок и витрин до сотрудников и сервиса.
Руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай отмечает, что ещё несколько лет назад бренды, которые заходили на рынок Петербурга, старались открыть флагманскую точку именно на Невском проспекте. Это работало в том числе на рекламу. Сейчас же всё иначе.
"Динамика выхода новых международных и локальных брендов снижается как по России в целом, так и в Петербурге в частности. Только 13 из 53 брендов, которые появились на рынке в 2024–2025 годах, открыли магазины в Петербурге. Показательно, что ни один из них не представлен в формате стрит–ретейла на Невском проспекте. Однако пять магазинов новых игроков открылись в “Галерее” и один в “Невском центре”", — подчёркивает Екатерина Ногай.

Стрит–ретейл в прошлом?

Эксперты отмечают, что новые бренды в целом не нацелены на развитие в формате стрит–ретейла. Как правило, игроки открывают один–два магазина в крупных ТЦ с высокой посещаемостью и продолжают развитие через онлайн–каналы продаж.
Заведующий Лабораторией управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ Санкт–Петербург Валерий Гордин добавляет, что Невский всё больше превращается в туристскую артерию — основной трафик формируют гости города, а не местные жители. Соответственно, и компании, которые тут представлены, ориентируются на туристский спрос, а не на повседневные покупки петербуржцев. Приоритет отдаётся точкам с высокой проходимостью, способным обеспечить быстрый товарооборот.
Зарубежные бренды, которые раньше размещались на центральной торговой улице Петербурга, заключали договоры аренды на длительные сроки. Российские же компании никогда не придерживались такой стратегии. Они быстро приходят и уходят, не создавая долгосрочных ассоциаций с местом.
Невский проспект и крупные моллы для многих сетей и раньше были убыточными площадками. Магазины там держали в первую очередь ради имиджевой составляющей. Сейчас же, как утверждает руководитель маркетингового агентства "Брусника" Теххи Полонская, флагман на Невском перестал быть обязательным "маркетинговым жестом". Компании не хотят платить за площади, которые не дают моментальной выручки.
Директор федеральной компании "Этажи" в Санкт–Петербурге Юрий Изосимов констатирует, что уход международных ретейлеров (H&M, Zara, Massimo Dutti, Apple) создал вакуум, который заполнился неоднородной массой арендаторов.
Если в 2010–е годы доминировала концепция "престижного шопинга" и флагманских магазинов, то сейчас коммерция становится более рациональной и массовой. Большинство предпринимателей, заполнивших пустующий рынок, ориентированы на высокий трафик и быстрый оборот, нежели на имидж.
"Роль Невского никуда не делась, но это уже больше история не про глобальную люксовую интеграцию, а про современный отечественный бизнес. Предприимчивый, гибкий, ориентированный на сиюминутный спрос, но зачастую хаотичный и эстетически спорный. Архитектурный и исторический каркас проспекта по–прежнему выполняет витринную функцию для туристов, но коммерческое наполнение часто этому образу противоречит", — подчёркивает Изосимов.

Так же как и везде

Но кто сказал, что Невский должен непременно оставаться элитарным? Основатель инвестиционно–строительной компании Inreit и сети апарт–отелей Port Comfort Кирилл Кудинов подмечает, что на пересекающих его улицах тоже живут люди. Им необходимо всё то же, что и жителям спальных районов. Если витрина не портит облик проспекта и не выбивается из общей концепции наружной рекламы исторического центра, а торговая точка соблюдает все городские требования, не так важно, что за дверями — универмаг масс–сегмента или модный бутик.
"Число сомнительных заведений типа алкомаркетов, табачных лавок, стриптиз–баров и букмекерских контор желательно лимитировать, — согласен Кудинов. — Но едва ли Смольный станет этим заниматься — формально такие запреты нарушали бы права предпринимателей. И потом, туристы так или иначе всё это увидят — не на Невском, так на Литейном. Стало быть, ограничивать нужно либо везде, либо нигде".
Владимир Каличава называет основными причинами сложившейся ситуации отсутствие законодательной базы в части регулирования внешнего вида главного проспекта Петербурга и лучшего торгового коридора страны при дефиците цивилизованных ретейлеров с высоким уровнем корпоративной культуры и эстетического интеллекта.
"Причины не в сфере экономики, а в неспособности большинства собственников осознать, что с правильно подобранным концептуальным арендатором они через процент с товарооборота и минимальный фикс заработают больше, чем с маргинальным арендатором через высокий фикс", — резюмирует он.
Образ Невского проспекта действительно меняется, и это прямое отражение трансформации розничного рынка последних лет. Если раньше Невский был витринной улицей города, где международные бренды стремились открыть флагманские магазины ради имиджа и присутствия в ключевой локации, то после 2022 года ситуация изменилась. Многие крупные зарубежные компании покинули свои площади, а бренды аналогичного масштаба и статуса на рынке появляются всё реже. Освободившийся пул помещений закономерно перераспределился между арендаторами других сегментов. Сегодня основная масса новых точек — это магазины сувениров, сладостей, табачной продукции, а также продуктовый ретейл. Эти категории быстро занимают площади за счёт высокой маржинальности и устойчивого туристического и пешеходного трафика. В fashion–сегменте на Невском в 2024–2025 годах открылись "Эконика", Achers, Eleventy, Norppa, Borsetta, Ralf Ringer, Bat Norton, SuperStep и другие бренды. Однако в целом активность fashion–ретейла снизилась: компании осторожнее принимают решения на фоне экономических изменений, и это тенденция рынка в целом, а не исключительно Невского проспекта. Важно отметить, что при выборе локаций fashion–ретейлеры сегодня чаще ориентируются на другие улицы — Старо–Невский и Большой проспект П.С.
Юлия Кузнецова
директор департамента торговой недвижимости Nikoliers
Статус витринной улицы Невского проспекта пересматривается. Ранее, как мы знаем, он ассоциировался с люксовыми брендами, однако сейчас доля премиальных магазинов снижается. Тем не менее полностью этот высокий статус Невский проспект, конечно, не потеряет. Он остаётся ключевой туристической артерией, что поддерживает интерес к торговым точкам, ориентированным на гостей города. В последние годы реализуются различные инфраструктурные проекты. Масштабные ремонты и реставрация фасадов зданий (например, программа капитального ремонта 2025 года) направлены на сохранение исторического облика и привлекательности улицы. В ближайшие пару лет ситуация может стабилизироваться. Думаю, мы будем наблюдать рост интереса к отечественным брендам на фоне адаптирования российскими компаниями своих форматов под требования рынка. Вполне вероятно, что изменятся арендные ставки: при снижении вакантности они могут скорректироваться, что повлияет на состав арендаторов. Конечно же, не стоит забывать о влиянии туризма, поскольку восстановление туристического потока может повысить спрос на торговые точки, ориентированные на посетителей из этой категории.
Линда Рыжих
доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге
Бренды больше не видят смысла в заведомо убыточных флагманских точках на дорогих локациях — цифровые каналы продвижения оказались эффективнее. В ближайшие годы тренд вряд ли изменится: внутренний туризм продолжит расти из–за высокой стоимости зарубежных поездок и сложностей с визами. Невский останется точкой притяжения, а его коммерческая инфраструктура — ориентированной на массового туриста. Арендные ставки сохраняют восходящий тренд, оставляя пространство лишь для бизнеса с чёткой моделью работы с потоком посетителей.
Данил Герасимиди
основатель и руководитель компании Gastro Norma
Уход многих известных премиальных брендов размыл восприятие Невского как люксовой локации. Он перестал быть витриной в классическом понимании luxury–fashion. Однако сохраняет статус важной и престижной площадки для тестирования концепций новыми игроками, размещения флагманских точек устойчивыми брендами, для которых наличие магазина на Невском остаётся показателем статуса, бизнесов с высокой проходимостью (кондитерские, кофейни, сувенирные магазины), чьё предложение соответствует спонтанным потребностям пешеходов.
Елена Пономарёва
генеральный директор "Лаборатории трендов"
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.