00:2002 декабря 202500:20
15просмотров
00:2002 декабря 2025
Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" требует 223,7 млн рублей от поставщиков судового комплектующего оборудования Петербурга и Ленинградской области.
Это, пожалуй, единственная верфь ОСК, к которой нет ни одной финансовой претензии от компаний из нашего региона. В свою очередь сам ПСЗ "Янтарь" пытается взыскать долги с шести петербургских компаний, и в большинстве случаев речь идёт о взыскании недоимок за задержки поставок судового комплектующего оборудования, которое эти компании должны были передать "Янтарю" по ранее заключённым контрактам.
Общая сумма претензий, рассматриваемых на момент публикации петербургским арбитражем, — 223,7 млн рублей.
Строго секретно и никаких долгов
Самый дорогой спор — с концерном "НПО “Аврора”", калининградская верфь взыскивает с него 140,4 млн. Это и самый старый спор, он начался в августе 2023 года. Своими должниками ПСЗ "Янтарь" считает проектно–конструкторское бюро "Рио" (входит в "Эго–Холдинг" Александра Кашина) с долгом 10,2 млн рублей, Невское ПКБ и Кронштадтский морской завод, с которых пытается взыскать 42 млн и 15,1 млн соответственно. Обе последние компании входят в Объединённую судостроительную корпорацию, как и сам "Янтарь".
Последний иск предъявлен 24 ноября к АО "Обуховское", чья сфера деятельности — проектирование и изготовление палубных механизмов, в том числе специальных спуско–подъёмных устройств и испытательных стендов. С "Обуховского" ПСЗ "Янтарь" хочет взыскать 10 млн рублей. Особенность почти всех споров "Янтаря" с петербургскими компаниями — полное отсутствие сведений об их содержании. Два процесса слушаются в закрытом режиме из соображений секретности, четыре арбитраж ещё не начал слушать по существу.
Это очень необычно для крупных верфей, но суды на данный момент не рассматривают ни одной финансовой претензии к ПСЗ "Янтарь" от поставщиков судового комплектующего оборудования из Петербурга и Ленинградской области — такие иски отсутствуют.
В 2025 году калининградская верфь завершила три таких спора, в которых петербургские концерн "НПО “Аврора”" и АО "Заслон" взыскали с неё 17,2 млн и 1,6 млн рублей соответственно, а ленинградское АО "Гесер" выиграло иск на 0,5 млн.
Спор с "Заслоном" — единственный не засекреченный. Петербургская компания осуществляла сервисное обслуживание в процессе эксплуатации с докованием фрегата проекта 11356, серию которых ПСЗ "Янтарь" строит для военно–морских сил Индии.
Генеральный директор ПСЗ "Янтарь" Илья Самарин на предложение о комментарии к моменту публикации не отреагировал.
Корабли и орден
В 2025 году ПСЗ "Янтарь" довольно часто попадал в новостные ленты.
В январе верфь спустила на воду большой морозильный рыболовный траулер проекта 5670FT "Виктор Гаврилов", он строится по заказу Рыболовецкого колхоза имени В. И. Ленина из Камчатского края.
В феврале ПСЗ "Янтарь" начал испытания подводного исследовательского дрона "СКАТ" собственного производства, которым предполагается частично заменить водолазные работы по обследованию подводной части судов.
В мае на ПСЗ "Янтарь" спустили на воду большой десантный корабль "Владимир Андреев". Эти корабли — самые большие по водоизмещению, построенные для ВМФ в современной России, они предназначены для транспортировки морского десанта и военной техники. "Янтарь" строит ещё один такой корабль — "Василий Трушин".
В июле ПСЗ "Янтарь" передал ВМС Индии фрегат Tamal. Он предназначен для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок, обеспечения ПВО самостоятельно и в качестве эскортного корабля в составе соединения. В декабре 2024 года в Калининграде состоялась торжественная передача индийским ВМС ещё одного фрегата этого проекта — Tushil.
В июле же на ПСЗ "Янтарь" прошла торжественная церемония закладки большого десантного корабля "Сергей Кабанов". В августе пресс–служба калининградской верфи сообщила об успешном выполнении капитального ремонта буксира–кантовщика "Янтарь", предназначенного для перемещения построек, судов и кораблей в акватории завода и морского порта Калининград.
В конце октября председатель Морской коллегии, помощник президента России Николай Патрушев вручил ПСЗ "Янтарь" орден "За доблестный труд".
"Коммерческий риск должен быть разумным…"
По мнению первого заместителя генерального директора ООО "Морские комплексные системы" (МКС, производит судовое комплектующее оборудование) Льва Засыпко, отсутствие арбитражных споров — яркий показатель финансового здоровья и зрелого менеджмента предприятия.
"Нельзя добиться такого результата исключительно юридическими методами. Юристы могут выиграть суд, но не могут обеспечить ритмичное финансирование или выстроить доверительные отношения с поставщиками. Скорее всего, причина — в комплексном подходе: стабильное финансирование от основного заказчика (для ПСЗ "Янтарь" это в первую очередь государство), использование средств для своевременных расчётов благодаря эффективному менеджменту. Плюс стратегия долгосрочного партнёрства — она мотивирует решать вопросы миром. Профессиональная юридическая служба лишь оформляет отношения в договоры и гасит редкие конфликты на ранней стадии", — говорит руководитель МКС.
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов полагает, что главным фактором снижения претензий и споров является тщательная оценка участниками контрактов рисков перед их заключением, своей способности выполнить обязательства качественно и в срок.
"Коммерческий риск должен быть разумным и обоснованным — это аксиома. Думаю, именно грамотный подход к принятию контрактных обязательств играет важнейшую роль в отсутствии претензий к ПСЗ "Янтарь". Также моя практика показывает, что меньше всего споров с заказчиками у тех предприятий, где на высоком уровне поставлены планирование и контроль выполнения проектов: хороший документооборот, фиксирующий все этапы, правильные прогнозы сроков, своевременное выявление и устранение проблем. Немаловажно и наличие финансовых резервов для покрытия непредвиденных расходов, оплаты субподрядчиков", — отмечает эксперт.
Досье:
Непубличное акционерное общество "Прибалтийский судостроительный завод “Янтарь”" зарегистрировано в Калининграде в 1993 году. Специализируется на строительстве и ремонте гражданских судов и военных кораблей, входит в Объединённую судостроительную корпорацию. По данным СПАРК, выручка ПСЗ "Янтарь" за 2024 год составила 30,4 млрд рублей, в 2023 году компания заработала 26,3 млрд.

