Ретейлеры положительно оценили возможность продажи спиртного через маркетплейсы.
Минцифры планирует запустить эксперимент по продаже российского вина через маркетплейсы во II–III кварталах 2026 года. Об этом в рамках форума "Цифровые решения" сообщил замминистра цифрового развития РФ Олег Качанов. Он отметил, что технически это возможно благодаря двум уже существующим механизмам. Первый — это прямая биометрия, интегрированная в Единую биометрическую систему (ЕБС). Второй — фотография в цифровом документе, подтверждённая в ЕБС. При оформлении заказа и в момент вручения товара будет проводиться верификация личности покупателя.
"Мы рассчитываем по нашим планам, что в I квартале следующего года всю необходимую нормативную обвязку для этого эксперимента уже выпустим", — заявил Качанов.
Ретейлеры пояснили "ДП", что речь на сессии шла не только о маркетплейсах, а обо всей онлайн–торговле в целом, в том числе об эксперименте по продаже товаров с возрастными ограничениями, который должен начаться с энергетических напитков, чтобы протестировать процесс на тех товарах, которые сейчас доступны к продаже в онлайне.
Юристы подчёркивают, что сейчас главный барьер для онлайн–продажи алкоголя — законодательный запрет. Он закреплён в п. 14 ст. 16 закона № 171–ФЗ от 22 ноября 1995 года. Даже если биометрическая идентификация проведена безупречно, запрет на дистанционную продажу остаётся в силе. Без изменения этого закона любая онлайн–продажа алкоголя будет незаконной.
Генеральный директор юридической компании "Митра", член совета Международной ассоциации юристов и консультантов Юрий Мирзоев пояснил, что ответственность за ошибки при биометрической идентификации будет распределяться в зависимости от конкретного случая.
“
"Основная юридическая и финансовая ответственность ляжет на оператора Единой биометрической системы. Продавец будет отвечать только за свои ошибки в процессе, но не за сбой алгоритмов биометрии. Он действует в рамках доверия к государственной системе. Если ЕБС подтвердила личность и возраст покупателя, продавец считается выполнившим свою обязанность. Ответственность продавца может возникнуть в двух случаях: если он некорректно интегрировал систему ЕБС в свой процесс, например не передал данные или проигнорировал отрицательный ответ системы. Также если ошибка произошла не в ЕБС, а на стороне маркетплейса из–за сбоя в ПО, хранения данных и т. д.", — пояснил он.
Представители ретейла давно говорят, что готовы к онлайн–продажам алкоголя, но не могут осуществлять их из–за наличия запрета.
В Wildberries сказали, что анализируют бизнес–модель и по результатам примут решение о целесообразности и возможности присоединения к эксперименту. В Ozon поддерживают запуск общего пилота по продаже товаров с возрастными ограничениями с помощью биометрии и готовы участвовать в нём.

