Диагноз — инфоксикация: ИИ без регулирования превратится в станок для сомнительного контента

В России началась подготовка к регулированию ИИ и его использованию в медиа
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
С началом эры интернета кто только не успел похоронить печатную прессу. Сегодня с развитием нейросетей печальное будущее прогнозируют и цифровым СМИ. Предрекают, что все тексты вместо журналистов будут создавать роботы, а править и доводить до ума — нейроредакторы. Так говорят в том числе те, кто уже активно задействует новые инструменты искусственного интеллекта.
Себестоимость цифровых помощников мизерная, а эффективность зачастую намного выше, чем у живого человека. К тому же тонны контента на совершенно разных платформах, у каждой из которых свой алгоритм и система ранжирования, сами себя не напишут.
Но чем больше контента производят с помощью ИИ, тем чаще всплывают разговоры об инфоксикации. Этот термин, означающий переизбыток информации, засилье фейк–ньюс и усталость от бесконечного потока новостей, прозвучал даже в ходе дискуссий на полях минувшего ПМЭФ. Медиаменеджеры опасаются, что доля населения, которая полностью отказывается от осмысленного потребления информации, будет стремительно расти.
Из выступлений спикеров на форуме стало понятно, что вскоре появятся законодательные инициативы, направленные на борьбу с дезинформацией и дипфейками. По крайней мере мало кто сомневается в необходимости создания системы маркировки автоматически сгенерированного контента. Вопрос в том, что делать дальше с этими помеченными материалами, будут ли они действительно иметь более низкий приоритет перед "живыми" текстами, какие критерии введут для маркировки, какая ответственность будет предусмотрена за нарушение правил и как в конечном итоге эти изменения отразятся на доходах СМИ.
На этой неделе, к слову, ростом влияния ИИ, вопросами цифровизации, взаимодействия СМИ и новых технологических платформ — распространителей контента через рекомендательные алгоритмы — занялся Российский союз промышленников и предпринимателей. Его глава Александр Шохин дал понять, что сейчас медиаиндустрии необходима выработка новых моделей монетизации, обеспечивающих "справедливое распределение доходов" между платформами, создателями и правообладателями контента.
Главное, чтобы в поиске этих новых моделей не забыли о самих потребителях. Иначе рекомендательные системы так и будут подсовывать им календари магнитных бурь и гороскопы для знаков зодиака.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.