Главный архитектор Петербурга: при дефиците земли мегаполисы растут вверх

Павел Соколов

Главный архитектор, первый заместитель председателя комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга Павел Соколов:

Как можно определить нынешнюю эпоху в архитектуре? В чём она выражается? Есть ли проекты, которые можно считать яркими архитектурными событиями?
— С моей точки зрения, в настоящее время нет преобладания одного или нескольких ярко выраженных стилей. Современная архитектура — это калейдоскоп форм и концепций, в некотором смысле — новая эклектика. Для неё характерен отказ от прямого копирования исторических стилей, более глубокое погружение и переосмысление прошлого применительно ко дню сегодняшнему.
Определённо можно сказать, что идёт поиск новых выразительных средств на основе новых материалов и технологий строительства. В мегаполисах на архитектуру оказывают влияние и интенсивность урбанизации, и демография, изменение климата, и конечность ресурсов, и ряд других факторов. На первое место выходят создание комфортной благоприятной высокофункциональной среды для жизни и инновационные подходы, сочетающие энергоэффективность, экологическую устойчивость, цифровизацию, утилитарность, обеспеченность инфраструктурой. Сегодня архитекторы благодаря достижениям науки и техники, современным технологиям более свободны в реализации своих идей и замыслов.
Как вы оцениваете проекты, которые поступают на согласование? В чём заключается работа главного архитектора и чем определяется её эффективность?
— На рассмотрение поступают разного уровня проекты, разработанные архитекторами с разным опытом и квалификацией, финансовые возможности их заказчиков также разные. Главная задача при рассмотрении каждого объекта — оценить, как он соотносится с выбранным функциональным назначением и своим местоположением, учесть контекст сложившейся застройки и перспективу развития территории. Важно отсеять работы, выполненные с явными архитектурными и градостроительными ошибками.
В рамках приёмов я, конечно, даю рекомендации по представленным проектам.
В какой мере власти должны влиять на архитектуру? Должны ли они пытаться сформулировать единый архитектурный стиль города?
— Основная задача властей — определять дальнейшее развитие города во всех направлениях и сферах, задавать вектор. Собственно, это мы и видим — есть долгосрочные приоритетные проекты, которые обозначил губернатор, есть локальные проекты. Для их реализации разработана нормативная база, включая глобальные градостроительные документы: генеральный план, Правила землепользования и застройки, нормативы градостроительного проектирования, закон № 820–7 об охране памятников и так далее. Всё это в совокупности направлено на развитие города при сохранении его наследия. Город определяет параметры развития и устанавливает градостроительные регламенты. Это базовые условия.
Дальше уже действует застройщик, предлагая авторский проект с поправкой на свои экономические возможности. Яркие архитектурные работы появляются при сочетании трёх факторов: таланта архитектора, желания застройщика и достаточного финансирования, чтобы реализовать задуманное.
Есть ли предел роста городов вверх и вширь? Есть ли естественные границы для расширения Москвы и Петербурга? Какая высота застройки перестаёт быть комфортной?
— Возможность территориального расширения того или иного населённого пункта определена его границами. Это особенно характерно для городов федерального подчинения. При дефиците земли остаётся только расти вверх — это часть морфологии современных мегаполисов. Интенсивность роста такой экспоненты помимо базовых условий в виде градостроительных нормативов и регламентов сильно зависит от экономических и технических ресурсов и историко–культурных факторов. Высота — это экономика стоимости земли и дефицит места.
Конечно, малоэтажная и среднеэтажная застройка более сомасштабна и комфортна человеку. Однако в мегаполисах весьма затруднительно иметь только такой вид застройки, востребованность каждого метра другая. Понимая, как происходит этот процесс, в Петербурге высоту регулируют в Правилах землепользования и застройки. Напомню, что базовая высота в городе — 40 метров, но возможны её превышения по мере удаления от исторического центра и создания новых городских доминант в рамках полицентричности. Там, где это возможно при соблюдении условий сохранения исторического ядра. Это сложная работа.
Центры Москвы и Петербурга вскоре, если всё пойдёт как задумано, свяжет высокоскоростная железная дорога. Будут ли её вокзалы выполнены в едином стиле, как когда-то станции Николаевской железной дороги (и будут ли они объединены общей идеей)? Какие общие идеи объединяют современное развитие Москвы и Петербурга?
— За проект высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург отвечает ОАО "РЖД", а также ООО "ВСМ Две столицы" и будущие концессионеры проекта. К их прерогативе относится как создание всей транспортной инфраструктуры, так и разработка проектов остановочных пунктов на всём пути следования трассы. В прошлом году проект терминала у Московского вокзала в Петербурге рассматривался на Градостроительном совете, где его представляли главный инженер Октябрьской железной дороги и архитектор ООО "Первый проектный институт". Коллеги получили от членов Совета комментарии и рекомендации. Позже был согласован архитектурно-градостроительный облик вокзала с учётом этих рекомендаций. В Москве и Петербурге построят современные транспортные хабы, соединённые с метрополитеном, с удобными выходами на улично-дорожную сеть. ВСМ — важная дорога, она соединит две агломерации.
Что касается общих идей, как и все мегаполисы, наши города имеют схожие проблемы и тенденции развития.
В какой мере можно жертвовать ценной исторической застройкой ради крупных инфраструктурных проектов, таких как вокзалы этой железной дороги?
— Извечный философский вопрос — что ценнее: новое или существующее. Всё развитие архитектуры — это смена старого на новое, но каждый раз нужно тщательно взвешивать ценность того, что мы меняем. Мировая история полна положительных примеров как масштабных, так и локальных преобразований — Париж барона Османа, историческая реконструкция в Копенгагене, возведение арки и "крыльев" Главного штаба при формировании Дворцовой площади по проекту Карла Росси. Продолжать можно долго, но ещё раз хочу отметить — здесь не может быть универсального решения.
Какие вы можете выделить пять современных (с начала века) архитектурных шедевро­в?
— Архитекторам сложно отвечать на подобные вопросы, да и ценность построенных объектов проверяется только временем. Архитектура, как и любой вид искусства, — дело вкусовых предпочтений. Но то, что наш город меняется и становится ещё более привлекательным, — очевидный факт.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.