Сегодня бизнес всё чаще применяет совершенно нестандартные инструменты для решения как "повседневных", так и стратегических задач. Этому способствуют нетиповые внешние условия: экономические и социальные прежде всего. То, что действительно работает, участники ПМЭФ смогли в режиме живого диалога обсудить в пространстве на площадке форума — кафе "Авито Бизнес 360", которое работало все 4 дня на территории Петербургского международного экономического форума.
Сейчас запрос малых и средних предприятий на необходимые продукты и услуги — и в целом решения — для функционирования бизнеса меняется довольно быстро. Однако на текущий момент есть несколько ключевых тенденций.
"Если смотреть с точки зрения масштабирования МСП, то мы видим большой спрос на партнёрства, объединение, различные виды франчайзинговой модели — то есть на то, как развить бизнес с привлечением компетенций извне. Малый бизнес приносит 20% ВВП России, в сравнении с 60-70% в развитых странах. У нас МСП — это драйвер роста экономики. Это рабочие места, инновации, новые технологические продукты, скорость принятия решений и гибкость в процессах", — рассказал директор бизнес-направления "Avito Бизнес 360" Илья Дудковский.
Свои "боли" и наиболее эффективные инструменты в решении актуальных задач озвучили участники Public Talk — такой формат встреч для предпринимателей предусмотрели организаторы бизнес-кафе в дни форума. Что символично, серию таких мероприятий от сегмента МСБ открыли именно представители пищепрома и ресторанного рынка: бренды VLAVAШЕ, Antonio Fresa Group, Lapochka. За крупный бизнес и b2b-сферу — отвечал IT-сектор: "Билайн" и "Авито". Последние озвучили свою позицию в работе с малым и средним предпринимательством так: сделать доступным предложение — как с точки зрения взаимодействия с клиентом, так и с точки зрения справедливой стоимости продукта. Что касается потребностей МСБ, то тренд идёт на «платформизацию» — то есть решения в системе «единого окна».
И здесь всё снова символично. Кафе, которое работало в рамках ПМЭФ, олицетворяло отсутствие внутренних и внешних барьеров и обзор на 360 градусов. К слову, большинство оборудования и сотрудников были найдены на платформе "Авито Бизнес 360". Впрочем, этими возможностями сервиса в своей ежедневной работе пользуются и участники Public Talk, о чём они рассказали в ходе беседы.
В целом же круг тем был самым разноплановым: от состояния рынков в целом, стоимости сырья, а также взаимодействия с сотрудниками, представляющими поколения зумеров и альфа, — до необходимости иметь штатного психолога в компании. И здесь можно было проследить, где общие проблемы расходятся в нюансах в силу разницы сегментов: эконом, средний+ или luxury.
Так, например, в мидл и более низкой ценовой нише сегодня игроки ресторанного рынка предпринимают различные шаги, чтобы повысить рентабельность бизнеса, сейчас она составляет 10%, рассказал основатель стрит-фуд франчайзинговой федеральной сети VLAVAШЕ Павел Крупин. А вот luxury-сегмент в этом году ожидает очередной рост до 15-20%, сообщил ресторатор, бренд-шеф ресторанов Sea,Signora, Saviv, Antonio Fresa Group Антонио Фреза. Решения в случае с конечной стоимостью продуктов — также разные для каждой ниши с учётом возможностей аудитории.
С командой участники дискуссии работают, применяя различные инструменты и методы, но все вкладываются сегодня в качество сервиса и ценностный подход. А также автоматизацию процессов.
При этом участники беседы рассказали о том, что важно осваивать перспективные ниши и рынки, несмотря на возможные дополнительные вложения, прежде всего в маркетинг. Так, в 2024 году производитель лимонадов Lapochka запустил новую, премьерную для России линейку продуктов и активно работает с продвижением пока незнакомого потребителю товара, поделился основатель бренда Антон Балыклов.
Подобные встречи ориентированы на поиск решений для совершенно разных ситуаций. "Для предпринимателей очень важно быть в комьюнити, потому что сообщества позволяют видеть, что успех бизнеса не возникает по щелчку пальцев, — рассказал Илья Дудковский. — Когда люди делятся своими реальными историями — это вдохновляет других и позволяет им реально вырасти, потому что услышанная история может быть адаптирована к текущей ситуации в других компаниях, что позволит преодолеть сложные этапы в бизнесе. Кроме того, люди, работающие в крупных корпорациях всегда в окружении коллег, экспертов, — нам есть откуда брать нужную информацию. Поэтому для МСБ так важны бизнес-встречи, где предприниматели обмениваются опытом".
Обсудили на ПМЭФ и не менее важный аспект для бизнеса — внимание потребителя. Когда новость живёт пару минут, а рекламные сообщения спотыкаются о баннерную слепоту, инфошум усложняет взаимодействие с аудиторией. Пока аудитории всё сложнее сконцентрироваться на информации, бизнесу приходится искать самые экстравагантные решения в борьбе за внимание.
Поддержку на форуме получила тема развития кадрового потенциала для бизнеса. "Авито" и АНО "Национальные приоритеты" договорились на форуме о комплексном взаимодействии по развитию кадрового потенциала страны и поддержке национальных проектов "Кадры", "Молодёжь и дети". Сотрудничество сторон предполагает информационную поддержку реализации нацпроектов, а также совместную работу над инициативами на рынке труда.