В период с январь по апрель текущего года в России в два раза упало производство коньячного дистиллята, а алкогольные компании сокращают разлив такой продукции из-за снижения продаж, пишет со ссылкой на данные участников алкогольного рынка "Ъ".
По данным издания, за отчётный период выпуск этого сырья сократился на 58% и составил 1,28 млн дал, тогда как производство самого коньяка сократилось на 22%, до 1,96 млн дал. Среди десяти крупнейших отраслевых компаний наибольшее падение наблюдалось у "Усовских винно-коньячных подвалов" (–55% год к году, до 98 тыс.), у "Алвиса" (–27%, до 334 тыс. дал), а также у винно-коньячного завода "Альянс-1892" (–19%, до 360 тыс. дал).
Как отмечает коммерческий директор Stellar Group (бренды Old Barrel, Steersman, "Веда") Александр Гревцов, снижение производства отчасти связано с накопленными стоками, поскольку производители значительно нарастили разлив перед повышением акцизов (с начала 2025 года ставка налога на этиловый спирт выросла почти на 15%).
Повлияло и ужесточение ограничительных мер, касающихся продажи алкоголя. В частности, в Петербурге приняли закон о "наливайках", а в НАО продажу горячительных напитков в магазинах ограничили несколькими часами в день.
В свою очередь генеральный директор винодельни "Фанагория" (бренды Hors d’Age, Sanctum, "Фанагория Гранд") Пётр Романишин связывает снижение продаж коньяка с ростом минимальной розничной цены на крепкий алкоголь. При этом темпы падения продаж в категории коньяка и бренди в среднем выше, чем по водке, обращает внимание президент Ladoga (дистрибутор французских коньяков Roullet, Favraud, Hardy) Вениамин Грабар.
Специалист указывает, что в последнее время покупатели стали отдавать предпочтение крепкому алкоголю в малых объёмах, а также выбирать ром и виски вместо коньяка. Такая тенденция подтверждается данными компании "Нильсен": согласно подсчётам аналитиков, в I квартале 2025 года продажи рома в розничных магазинах выросли за последний год на 17,5%, а продажи виски — на 7,8%. Тем временем продажи коньяка сократились на 4%, а продажи бренди — на 10,9%.
Данный тренд объясняется в том числе продолжающимся переходом молодого поколения к здоровому образу жизни, который предполагает или полный отказ от алкоголя, или переход на менее крепкие напитки вроде пива и сидра, отмечает Пётр Романишин. На этом фоне продажи коньяка могут продолжить падение, но восстановиться, когда потребители привыкнут к новым ценам, полагают эксперты.