Не только курьеры: как устроен рынок подработки в России

Автор фото: Irina Motina

Подработка в последние годы становится всё более актуальна не только для самих исполнителей, но и для бизнеса. Компании из-за нехватки кадров, особенно в рабочих профессиях, всё чаще обращаются к цифровым сервисам-посредникам. Эти платформы работают как мост, соединяя заказчиков с исполнителями. Как устроен рынок временной занятости сегодня в России — обсудили с директором по работе с государственными органами "Авито Подработки" Павлом Тихоновым.

Как меняется спрос на подработку в последние 2 года? Действительно ли это растущий тренд?
— Мой ответ — да, мы видим такой тренд. И он связан с несколькими факторами. Как мы знаем, на рынке труда сейчас есть дефицит кадров, который испытывают 80% компаний. Одна из причин — демографический спад. В условиях дефицита возрастает конкуренция за кадры, компании начинают расходовать больше средств на фонд оплаты труда, предлагают различные бонусы, чтобы удержать сотрудников.
Некоторые делают ставку на цифровизацию и смену кадровой политики, тогда как другие решают проблему нехватки персонала через временную занятость. Это когда на какие-то временные задачи ты привлекаешь исполнителей по договору ГПХ. По нашим данным, за 2023−2024 годы рост числа вакансий по подработке составил 20%, а если рассматривать только 2024 год, эта цифра достигла уже 49%. Чаще всего это смены в ретейле, строительстве и логистике.
Со стороны соискателей спрос тоже растёт. Во-первых, в пандемию люди научились работать более гибко, а во-вторых, большинство сотрудников хотят остаться на основной работе, но при этом больше зарабатывать. В мае "Авито Подработка" провела опрос, где спросили граждан, что они готовы делать, чтобы увеличить свой доход. Более 30% ответили, что хотят заняться подработкой, 18% респондентов ответили «Я буду заниматься повышением своей квалификации» и примерно 17−16% планируют перейти в другую отрасль.
Какую подработку сегодня рассматривают исполнители?
— Согласно всё тому же исследованию, в основном подработку рассматривают мужчины — на них приходится около 60% анкет. Порядка 25% из них берут подработку в строительстве, 14% на производстве, еще 14% в доставке и грузоперевозках. Женщины чаще выбирают онлайн-торговлю (11%), бухгалтерию (9%), клининг (9%).
Если говорить про возрастные группы, то молодёжь (18-24 года) чаще подрабатывает в IT (18%), россияне в возрасте 25-54 лет выбирают сферу строительства и ретейл, опрошенные 55-64 лет — в бухгалтерии и финансах (10%), а респонденты старше 65 лет — в сфере образования или науки (15%).
В среднем подработка приносит дополнительные 20% к ежемесячному доходу.
Автор: Ольга Белая (предоставлено пресс-службой Авито)
Как в целом устроен сейчас рынок сервисов, которые предлагают подработку?
— Здесь всё просто. Я бы выделил классифайды работы (цифровые доски объявлений) — это, например, "Авито Работа" и другие. Мы их называем джобборды. Также есть классифайды услуг — в их числе "Авито Услуги" и другие. А есть платформы временной занятости, например, "Авито Подработка". Но важно понимать, в чём разница между ними. В джоббордах работодатель публикует вакансию, а соискатель — резюме, дальше они проводят самостоятельный "мэтчинг", сама платформа никак не влияет на результат, а только помогает быстрее найти вакансию или соискателя.
Классифайды услуг предлагают похожую модель "мэтчинга", когда пользователи общаются напрямую и обсуждают время, место и стоимость оказания услуг. Чаще всего размещаются индивидуальные и единичные заказы, к примеру услуги фотографа, дизайнера сайта или логотипа и т. д.
На платформах занятости публикуются смены, после алгоритмически подбирается исполнитель, который в случае отклика оформляют с заказчиком договор ГПХ и выходит на смену. Начало и завершение смены фиксируется платформой, после чего мы формируем чек и производим выплату в течение 24 часов.
Таким образом, разница между перечисленными мною платформами не только в подходе к поиску сотрудников или исполнителей, но и в степени контроля за оказанием услуг: на джоббордах и классифайдах его нет и невозможно представить, как его реализовать.
Как платформа борется с теневой занятостью?
— Ещё несколько лет назад люди откликались на объявление "на заборе" и подписывали некое подобие договора, надеясь по итогу получить выплату. Сегодня рынок стал более прозрачным за счёт цифровых сервисов. Мы проверяем исполнителей через "Госуслуги", и если нет статуса самозанятого, помогаем его оформить. С другой стороны, мы также проверяем заказчика, чтобы гарантировать безопасность для исполнителя, а также, как я уже сказал ранее, делаем выплату и формируем чеки. У нас также есть система отзывов, которая по-сути является визитной карточкой для каждой из сторон и ею часто пользуются при выборе смены или исполнителя.
Заказчики сами говорят нам об удобстве такого формата подбора временных исполнителей, потому что им не нужно заниматься поиском и проверкой исполнителя. Мы, как платформа, берём эту задачу на себя.
Алгоритмы настроены так, что один и тот же человек не может регулярно выполнять заказы для одной компании, а если самозанятый приблизится к порогу в 2,4 млн рублей за год на нашей платформе, мы сообщим ему об этом и предложим перейти на более подходящий налоговый режим.
Какие существуют ограничения с развитием института платформенной занятости?
— Сейчас разрабатывается законодательная база по платформенной экономике, куда относятся и маркетплейсы, и классифайды, и платформы занятости. В законе пытаются описать все отношения между исполнителями, заказчиками, покупателями и маркетплейсами, в том числе так называемую платформенную занятость.
Законодательство действительно нужно. У нас, например, есть клиенты, которые готовы сотрудничать, но их юристы говорят, что пока нет законодательной базы, в которой эти взаимоотношения были бы прописаны как гражданско-правовые, они не могут с нами сотрудничать. Поэтому нужен соответствующий закон, который позволит планомерно за счёт вовлечения заказчиков из новых отраслей, в первую очередь "синих воротничков", решать проблему дефицита кадров, а также популяризировать рабочие профессии, в том числе для молодёжи.
Строить прогнозы — дело неблагодарное, но всё-таки как будет меняться спрос на подработку?
— Как я уже отметил ранее, мы видим, что подработка — растущий тренд и на рынке будет появляться больше заказчиков и исполнителей. Уже сейчас этой формой занятости интересуются люди старшего поколения и молодёжь, поэтому можно сказать, что мы работаем над расширением социальных границ найма.
Подработка — это довольно понятная и удобная опция получить дополнительный доход, не покидая основную работу. Что ещё ценят люди? То, что подработку с удобным графиком можно найти близко к дому и быстро получить выплату, а также попробовать себя в абсолютно разных направлениях.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.