Трансформация операторов: телеком–рынок за пять лет может вырасти на треть

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Телеком–рынок может вырасти на 30% в течение следующих 5 лет. Но основную прибыль на нём станут приносить IT и кибербезопасность, а не услуги связи.

Российские телеком–операторы видят будущее рынка оптимистично. Согласно исследованию компании Nexign, большинство опрошенных (57%) предсказывают ежегодное увеличение рынка на 5–10%, в то время как 30% ожидают роста свыше 30% в течение следующих 5 лет. Только 10% считают, что рынок останется на прежнем уровне. При этом падения не ожидает никто.

Взгляд в будущее

В ближайшие 5 лет, по ожиданиям операторов, рост выручки от экосистемных предложений (телеком–услуги плюс партнёрские сервисы) составит 57%. Доход от сервисов по информационной безопасности и для борьбы с мошенничеством увеличится также на 57%. От комплексных предложений для бизнеса ожидают роста выручки на 50%, от цифровых сервисов (ОТТ) — на 40%, от облачных сервисов (IaaS, PaaS и ЦОД) — также на 40%, от конвергентных услуг — на 37%, от мобильной связи — на 23%. От финансовых сервисов — на 23%, от услуг частных сетей — на 17%, от спутниковой связи и рекламных сервисов — по 13% каждая. Выручка от широкополосного доступа в интернет вырастет только на 3%. А вот телефония, как ожидается, не принесёт больше никакой прибыли.
Дефицит кадров 73% респондентов отметили как главный негативный фактор, влияющий на их бизнес. Нехватка высококвалифицированных специалистов, особенно в области IT и кибербезопасности, остаётся одной из ключевых проблем операторов связи в последние годы. Для решения этой проблемы компании применяют различные стратегии: значительное повышение зарплат, автоматизация процессов разработки программного обеспечения, анализа данных и тестирования с использованием искусственного интеллекта (ИИ). Также среди наиболее значимых проблем были названы санкционные ограничения (47%), а как следствие — дефицит телекоммуникационного оборудования и рост цен на него (43%).
Неоднозначные ожидания у игроков рынка от иностранных вендоров, покинувших Россию. 43% компаний считают, что зарубежные фирмы попытаются вернуться на российский рынок, но он уже будет занят отечественными решениями. 27% считают, что иностранцы вернутся в течение ближайших 10 лет. 17% предполагают, что они не вернутся вовсе, 13% ожидают, что иностранные вендоры придут обратно в Россию в течение ближайших 5 лет.
Среди трёх ключевых технологий, которые, по мнению операторов, окажут наибольшее влияние на IT–стратегию их компаний в ближайшие 5 лет, выделены традиционный ИИ, включая машинное обучение и предиктивную аналитику (50%), генеративный ИИ (40%) и микросервисная архитектура (37%). Примечательно, что технологии OpenRAN, которые активно продвигаются ведущими поставщиками телеком–оборудования на международном рынке, вызывают наименьший интерес у российских операторов — лишь 3% выбрали этот вариант.

Вынужденные меры

Рост телекома может быть ожидаемо обусловлен инфляцией, считает аналитик, ведущий telegram–канала @abloud62 Алексей Бойко.
"В России идёт цифровизация, а этот процесс опирается на телеком–сети. Современный телеком–оператор — это ещё и IT–компания, поэтому растёт вклад в её доходы со стороны таких направлений, как облачные сервисы, ИИ, кибербезопасность. Причём эти направления в доходах растут намного быстрее true–телекома", — добавляет он. Эти направления растут быстрее, потому что они пока что менее зарегулированы по сравнению с традиционным телекомом, где действия регуляторов можно сравнить с гирями на ногах, продолжает Бойко. Многие российские бизнес–компании уже оценили компетенции операторов в области IT–услуг и охотно наращивают объёмы закупаемых у них услуг.
Движение в сторону кибербезопасности во многом искусственно стимулируется регуляторами, а также общей геополитической ситуацией. Ведь сети связи и передачи данных являются объектами критической инфраструктуры.
"Я в целом согласен с тем, что для российских телеком–операторов нет другого выхода, кроме как расширение сферы деятельности, и экосистемный подход выглядит вполне интересным. То же можно сказать и о развитии таких направлений, как ЦОД и облачные сервисы, ИИ и ИБ. Замедление уже произошло в плане развития сетей наземной беспроводной связи. Сейчас даже выдача частот 5G уже не обеспечит яркого их развития, особенно на фоне жёсткого контроля тарифов со стороны ФАС", — заключает эксперт.

Выживут не все

Рост 5–10% вполне укладывается в стандартные стратегии телеком–операторов, говорит заместитель генерального директора "Комфортел" Татьяна Пыч. Операторы часто включают в свои планы сделки по слияниям и поглощениям (M&A). Рынок продолжит консолидацию из–за законодательных требований — небольшие операторы всё чаще оказываются не в силах выполнить требования регуляторов и продают активы.
"Теперь о прогнозируемых 30% роста. Такой скачок может быть реален, если телеком продолжит активно срастаться с IT. Раньше оператор связи был исключительно инфраструктурой для сервисов. Но сегодня, когда потребности крупных агломераций почти полностью закрыты, телеком начинает использовать свои мощности для предоставления IT–услуг", — говорит Пыч.
По её оценке, основные драйверы роста будут в области ИБ, аналитики больших данных, защищённых каналов связи и коммерческих ЦОДов. Скоростные каналы связи и их резервирование не замедлят темпов. Но можно ожидать, что всё больше операторов начнут развивать собственное ПО на базе внутренних IT–департаментов, усиливая тем самым свои позиции на рынке.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.