К одному из наиболее популярных видов предпринимательства не только среди стартапов, но и опытных бизнесменов, стремящихся укрепиться на отечественном рынке и выйти на международный, относится бизнес-модель франчайзинга (коммерческой концессии).
В патентное бюро "Эрфис" обратился клиент с просьбой помочь оформить договор франчайзинга с международной сетью школ английского языка с целью создания подобной школы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Юристами нашей компании был составлен Договор франчайзинга и зарегистрирован в Роспатенте. Важным преимуществом договора является получение франчайзи готовой модели ведения и развития бизнеса, его технологий, опыта, доступа ко всем имеющимся объектам интеллектуальной собственности (ИС) и способам их использования. Поскольку особенностью построения бизнеса по модели франчайзинга является стандартизация всех бизнес-процессов, реализация и продвижение услуг, использование технологий, методик и стандартов их собственника, то права на использование объектов ИС (изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и т.п.) передаются их правообладателем за вознаграждение.
Необходимо учесть, что все стандарты, разработанные правообладателем, рекомендации и инструкции относятся к объектам ИС и охраняются в режимах авторского права и/или ноу-хау (как секреты производства). При этом франчайзи обязан ввести режим сохранения коммерческой тайны в своей компании (например, в отношении ноу-хау, как и франчайзер). Дизайн коммерческих помещений, стиля одежды персонала, может быть зарегистрирован в качестве промышленного образца их собственником, что также отражается в договоре франчайзинга.
Стоит подчеркнуть, что франчайзи должен соблюдать все условия договора, чтобы иметь возможность быстро открыть собственный бизнес и в дальнейшем обязан строго следовать модели его собственника.
Как правило, по договору франчайзинга работают магазины, кафе, туристические компании, школы программирования для детей, школы танцев, а также центры по обучению иностранным языкам, как и в случае клиента Патентной компании "Эрфис".
В заключение хотелось бы отметить, что при выборе модели бизнеса необходимо исходить из его целей и задач. Приобретателю важно адекватно оценить бизнес правообладателя, его конкурентоспособность и известность. Если предпринимателю требуется наставник для запуска бизнеса или получение готовой модели развития бизнеса и доступа ко всем имеющимся объектам ИС, а также к способам их использования, то ему скорее подойдет франчайзинговая модель. Наш клиент, заключив договор франчайзинга, успешно ведет бизнес на протяжении уже нескольких лет.